ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

среда, 21 июля 2021 г.

САРАНЧА, НИТРОЛИБЕРАЦИЯ, КРЕАТИВНОСТЬ И ПУШКИН

Приветствую, друзья!
Вот сегодня будет длинный пост о том, как все увязывается в единый узел, интегрируется и взаимопроникает.

Привычка к умственным усилиям и креативность


В книге "Креативный мозг" нейробиолога Элхонона Голдберга, мне импонирует мысль о том, что культурная среда порождает не просто разные когнитивные навыки, но и разные когнитивные привычки.
Нейробиолога заинтересовали результаты людей, которые провалили нейропсихологические тесты, не имея никаких психических отклонений. Дело обстояло не в том, что они не хотели напрягать мозги, а в том что они не знали КАК это делать. У НИХ НЕ БЫЛО ПРИВЫЧКИ К УМСТВЕННЫМ УСИЛИЯМ.
Обновленка показывает то, что у детей не формируется привычки к умственным усилиям. Дистанционка лишь усугубила процесс.

Только каждодневное развитие через усилие дает результат. Авральный подход здесь не работает. Лишь привычка к каждодневному умственному усилию формирует креативного человека. У креативности нет какого-то одного места возбуждения в мозге, это комплексные нейронные связи, которые постепенно нарабатываются.
Есть заблуждение среди людей, что все дети были креативными, пока не пошли в школу. А дальше по наезженной колее "школа виновата". Это не так. Нейронная система дошколенка получала нужный объем умственных усилий, ведь ребенок находился в потоке формирования базовых навыков и высокой концентрации новизны.
Креативность снижается не потому, что ребенок идет в школу, а потому, что с возрастом эффекта новизны, в принципе, меньше, а опыта больше. С этого момента новые нейронные связи уже не возникают сами собой, просто в соприкосновении со средой. В однотипной ритуализированной среде лишь умственное усилие может поддерживать и развивать креативность.

Поэтому на своих уроках я стараюсь погружать учащихся в состояние умственного усилия. К этому детям тоже нужно привыкнуть и смириться, что придется потрудиться. Изучая материал по экологии, на правило 10% перехода энергии в экосистеме, девятиклассники получили задание придумать творческую задачу и подобрать к ней решение. Это вызвало затруднение и сопротивление. Поскольку было легче взять задачу из учебника, заменить зайцев на мышей, а волков на кошек и поменять цифры, а тут требуется соединить с каким-то фактом из других отраслей знаний, да еще юмора добавить.

Но интеграция знаний между предметами по горизонтали создает эффект новизны и открытия буквально на пустом месте. Я стараюсь научить как это делать, но без потребности в умственных усилиях этого не достичь.
Вот он рецепт новизны! Записывайте. 
Берешь умственное усилие, и приправляешь его тем, что изучаешь сейчас на истории/ литературе/ географии/ подставьте любой другой предмет. Ищешь связи с темой урока по биологии. Гугл в помощь. Подойдут любые неординарные факты, которые тебя удивили. 
В мою задачу вошли факты биографии А.С. Пушкина и его отчетах о саранче. Хотя, возможно, это лишь красивая байка, но уж больно подходящая по случаю экологического правила 10%.

ПС: Эта иллюстрация создана мною для рабочего школьного блога "Дикобраз - дистобраз", на котором проходили дистанционные будни уроков для моих лицеистов.

Что такое нитролиберация?

Образ саранчи неслучаен. Долгое время человек перекладывал ответственность за неурожай на нее, она была одной из казней египетских. Саранча приравнивалась к голоду.
Поэтому образ саранчи - повод, чтобы поговорить о взвешенной экосистеме. Человек своей деятельностью нарушал, нарушает, и уж чего греха таить, будет нарушать принципы построения экосистем. Монокультура естественному ландшафту чужда. Природа приемлет только биоразнообразие! У нее есть свои способы борьбы с нанесением ущерба.

Нитролиберация - один из таких механизмов. Он особенно актуален для степных регионов. И не последнюю роль в этом процессе играют прямокрылые насекомые, главным образом, саранчовые.
Прожорливость саранчи - устойчивый паттерн в головах людей. Но почему она так много ест? Дело в том, что пищеварительная система саранчи слаба и коротка, успевает обработать и захватить лишь небольшую часть питательных веществ из растений: воду и сахара, а все остальное перемалывается и выбрасывается из кишечника, становится средой для процесса ниролиберации.

Саранча - герой пальчиковой биологической сказки по мотивам В. Бианки "Кто чем поет" https://biomagic27.blogspot.com/2019/03/13-zashifrovannaya-skazka-kto-chem-poet.html

Нитролиберация (от НИТРО = азот, ЛИБЕРО = свобода) это процесс возвращения азота из растений, путем раздробления челюстями животных. На вышедшей из кишечника саранчи растительной кашице, легко и быстро размножаются нитрифицирующие бактерии, которые возвращают азот в почву, и тот становится доступен для растений снова. Это обязательное условие для прорастания семян многих степных растений. Без саранчи существование всего степного ландшафта ставиться под угрозу.

Все связано со всем. И саранча предпочтет рацион из "сорняков" - диких растений культурным посадкам человека. На поля саранча приходит, когда есть больше нечего. Когда степную траву вокруг полей выел и вытоптал скот, когда дача сверкает "чистотой" от невроза прополки ее обладательницы, когда вокруг застройка и уничтожаются места обитания, саранча принимается за сокровенное.


В колоде выживания саранчи есть козырь - переход от оседлой формы к перелетной кочующей. Этот механизм запускается высокой плотностью насекомых и недостатком еды. Если молодые саранчуки задевают друг о друга задними ногами, а питания не хватает, то после очередной ЛИНЬКИ, они превращаются в "казнь египетскую", то есть переходят к кочевью. Стадная фаза - саранча-берсерк, мощная, сильная устремленная. Иногда она отличается от одиночной фазы настолько, что ученые описывали их как разные виды.

Там, где посидела такая саранча, не остается растений, но процесс нитролиберации не даст деградировать ландшафту. Но человек пострадает от утраты урожая, поэтому он травит пестицидами полчища насекомых, которые сам породил, но вместе с тем, отравляет себя и всю планету. Бороться с данным явлением нужно в его предотвращении, ибо когда нашествие саранчи началось, его остается только переждать. поэтому энтомологи должны вести наблюдения за кулигами (сборищами нимф саранчи) карантинных видов.

Далеко не все виды саранчовых способны образовывать стаи и идти крестным ходом по планете (потенциально лишь десяток видов считаются карантинными). Основная масса сарнчовых, ведет разреженный образ жизни, являясь хранителями степей. Многие из этих видов редки и нуждаются в охране. Поэтому в 2018 году, мы с моей проектницей Аней взялись за продвижение в сознание людей идеи о гуманных методах изучения сарнчовых. Все дело в балансе.

Чтобы получить полное представление о том, насколько могут быть удивительны прямокрылые, я искренне рекомендую книгу И.В. Стебаева "КУЗНЕЧИК ДОРОГОЙ" Эволюционно-экологические очерки. Она доступна в сети.

В экспедицию за саранчой и авторская методика меток



Во истину, лето 2018 года можно назвать годом прямокрылых в моей жизни. Мы проехали через три заповедника, чтобы понаблюдать за этими насекомыми в природе, собрать виды для содержания в садках. Но самое главное, уже в полевых условиях мы разработали свой собственный метод учета, используя метки белой жидкостью корректора. На месте, у нас встал вопрос о том, насколько далеко передвигаются особи прямокрылых за сутки в условиях Маркакольского заповедника.

Авторская система определения территориальности, с использованием меток у саранчовых (Астраханцева, Богданова, 2018) - этим я прямо горжусь. Мы разработали дополнение к кошению сачком по-Фасулати (так метод махания сачком называется). Делая первый укос на 100 взмахов, мы помечали точкой среднеспинку прямокрылых, с помощью канцелярского корректора на водной основе и выпускали. Краска удобна для меток: достаточно быстро сохнет и держится сутки. Затем мы отходили на 100 метров и совершали второй укос на 100 взмахов. Прямокрылых второго укоса помечали двумя точками.

Повторяли действие на третьем укосе, снабжая насекомых тремя точками. Через сутки, мы повторяли процесс. Примечательным фактом оказалась то, что группы почти не перемешались. Были только единичные вторжения пограничных особей. На территории одноточечных меток можно было встретить единичные двухточечные, но ни одной трехточечной метки.


Затем мы опробовали авторскую систему меток на Васильевской переправе, сухой антропогенный ландшафт. Здесь движение оказалось более хаотичным. Пограничные группы перемешивались между собой примерно на 30%, и среди территории одноточечных меток встречались трехточечные.

Таким образом, мы полагаем, что на территориальность влияет тип ландшафта и показатель обилия. Территориальность наиболее высока при небольшом показателе обилия в условиях высокотравья и высокогорья. Полагаем, у данного подхода есть потенциал, но его работу нужно еще перепроверить и уточнить дальнейшими исследованиями.
Потом были еще длительные наблюдения за прямокрылыми в садках. Мы многое увидели из того, о чем не пишут в книгах из жизни удивительных насекомых.



Надо сказать, что нашу работу высоко оценили на городском уровне - мы заняли 1 место. Но на областном уровне в составе жюри не было ученых из вузов нашего города, и работу не заметили. Такое ощущение, что места были распределены заранее. Да здравствует коррупция и новые правила аттестации учителей! Но мы отправили работу на международный конкурс, где она взяла 1 место. 

Убеждена, когда ребята не просто изучают природу по готовым методикам, а еще и разрабатывают свои, это и есть наивысший показатель удачной постановки исследовательской деятельности в лицее и развития креативного мышления. И мне приятно, что я приложила к этому руку, как зав. по одаренным детям.


Вот такое пересечение и интеграция реальности, исследований, открытий, биологии, креативности и Пушкина. Все связано со всем. Если вас убеждают в обратном, значит, они просто не изучили ситуацию как следует.

ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.
Если статья была полезной, поделитесь с друзьями! Желаю вам здоровья и радости открытий!



   

Яндекс.Метрика

2 комментария:

  1. Оля! Восторг! Спасибо!
    Нет, я знала, что все связано, что каждый вид нужен природе. Но вот о том, что человек сам провоцирует насекомых - это стало для меня открытием!...когда дача сверкает "чистотой" от невроза прополки ее обладательницы... - увы, сколько у нас таких неврозных. которые ни одной травинке пробиться не дают...
    может не совсем в тему, но вспомнилась где-то прочитанная фраза о том, что ...детям с непроходящим дисбактериозом раньше давали полизать уличный башмак ;) Да уж, перегибы в любую сторону губительны, во всем нужен баланс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо!
      согласна. Все в мире дуально и раскачивание маятника к полюсам хорошо только при изучении физики. Динамическое серединное равновесие - лучший механизм баланса в природе.
      Излишки стерильности заставляют иммунитет человека скучать. И тот развлекается аллергией и еще всякими другими аутоимунными заболеваниями, играя в войнушку сам с собой. Поэтому немножко грязи, песка, домашних животных и уличный башмак на вкус))) - это прекрасная профилактика самоедства иммунитетом)))

      Удалить