ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

четверг, 2 октября 2014 г.

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ: ЦИКОРИЙ

Здравствуйте, друзья!

Думала, что сложную загадку задала я своим читателям. Но Оксана  -  молодец, с легкостью отгадала!
Это растение вы знаете наверняка, а многие из вас употребляют вкусную альтернативу кофе, полученную из его обжаренных корней. Перед вами знакомый незнакомец – цикорий обыкновенный (Cichorium intubis).





Цикорий и его имена


Я сфотографировала его отдельный цветок, а множество таких цветков объединяются в более привычную, нашему взгляду лазоревую сине-голубую корзинку. В дошкольном детстве мне хотелось иметь платье-сарафан солнцеклеш, именно этого цвета – синего цикория, правда, для меня тогда это были синие ромашки. Я молодец, что так считала, поскольку и ромашка и цикорий принадлежат к одному семейству астровых или сложноцветных растений.



Как только не называют это растение – синий цветок, придорожная трава, татарский цвет, крысиный корень, петровы батоги, щербак. Я очень люблю разбираться в народных названиях растений. Как-нибудь я посвящу пост этому процессу. Названия отражают хорошие народные наблюдалочки.

Некоторое время назад, мне удалось приобрести старый советский микроскоп. Сейчас я пытаюсь делать фотографии через его окуляр. Вот ответ на то, почему цикорий называют щербак:



Правильно, за неровности на лепестках!  Края цветка переходят в тонкие волоски. У цикория язычковые цветки. Лепестки у них срастаются в язычок или лигулу.


Секрет под микроскопом


Интересно выглядит цветок под микроскопом. Это часть тычинки с пыльцевыми зернами. Пыльцевые зерна шарообразные с небольшими выростами  шипиками. Шипики снабжены рецепторными (сигнальными) белками, которые являются ключом для пестика именно цветков цикория обыкновенного. Ведь опылители переносят много самой разнообразной пыльцы, а прорасти в завязь может только то пыльцевое зерно у которого есть код доступа.



Видите, тычинки у цикория тоже окрашены в синий цвет. Интересно, а сохраняется ли синий пигмент в пыльце и нектаре? Спрашиваю у «гугла», и ведь верно! Мед собранный пчелами с цикория, имеет голубоватый оттенок! Вот появилась в арсенале моих мечтаний новая причуда - попробовать такой неординарный медок.

Экологические особенности цикория


Цикорий – по хронотипу «жаворонок». Его цветки распускаются в 4-5 утра. Закрывает корзинки цикорий около двух-трех часов дня. Хотя при пасмурной погоде, это происходит гораздо позже. Такое явление впервые было научно подмечено Карлом Линнеем в начале 18 века, и он создал свои знаменитые цветочные часы в Упсале, где свое законное место занимает цикорий.

Цветет цикорий все лето, и прихватывает еще и осень. На одном стебле могут находится цветы с двухнедельной разницей в появлении. 

Когда мы пошли копать корень цикория с сыном в наш двор, то он ворчал на меня, что я будто специально выбираю такие места, с железобетонной плотностью, так, что лопатой не пробьешь. Напрасно оправдывалась, что я здесь ни при чем. 

Просто цикорий представляет группу ксерофитов (засухоустойчивых растений). Это цикорий выбирает такие почвы: сухие и плотные. В столь экстремальных условиях у него не много конкурентов. Потому и растет цикорий вдоль дорог и в сухой степи. А народ примечал, и обозвал синеглазое чудо – придорожной травой, да татарским цветом.




Про цикорные корешки


Корни у цикория на разломе белые, с видимой сердцевиной. Мы накопали корни до 50 сантиметров в длину. В них содержится много биологически активных веществ. Но крахмала в корнях нет. Чтобы проверить это, используем качественную реакцию на содержание крахмала – йодную пробу.




Капнем йодный раствор на свежий срез корней цикория, и для контроля капнем чуток на срез клубня картофеля. Вот вам и результат: на корнях цикория нет изменений, а на клубне картофеля появилось черно-синее потемнение, поскольку произошла химическая реакция с крахмалом. Значит, в корнях цикория нет крахмала. А что же тогда?




Основное запасающее вещество – инулин. Это специфика всего семейства сложноцветных. Инулин - сложный углевод (полисахарид), особенно актуален для диабетиков, так как понижает сахар в крови. Инулин – родственник крахмала, он распадается при гидролизе на молекулы фруктозы. Раньше фруктозу даже получали из корней цикория. 

Кроме инулина стоит отметить гликозид интибин, определяющий горечь корня. При обжаривании корней, интибин разрушается, а инулин переходит во фруктозу, и ее производное – левулёзу. Поскольку температура при обжарке достигает 180 градусов, корень теряет влагу и происходит карамелизация фруктозы и левулёзы, и корень из белого становится коричневым и ломким. Это сырье для напитка.

Осуществить привязку этих синих цветков и напитка из корней растения я смогла в десятилетнем возрасте, когда к нам приехал родственник из России и привез странный деликатес. Майонезные баночки, заполненные густой тягучей черно-коричневой массой, похожей по консистенции на деготь или нефть. На этикетке были нарисованы те самые синие ромашки. Я их опознала, и так познакомилась с названием растения. Вкусовые качества цикорного напитка мне понравились. И сейчас этот напиток присутствует на нашем столе постоянно. 

Что еще скрывает эта придорожная трава, о чем умалчивает интернет, и почему стоит внимательно относиться к сбору волшебного корня, читайте в следующих постах о знакомых незнакомцах.

Здесь  - вся правда о лекарственных свойствах и противопоказаниях.

Здесь - все о правилах сбора и особенностях цикория к накоплению загрязняющих веществ

И проверка магических свойств данного растения на практике - здесь.

12 комментариев:

  1. "а сохраняется ли синий пигмент в пыльце и нектаре?"- до чего же изощрен полёт мысли некоторых ботаников)))

    ОтветитьУдалить
  2. А под микроскопом-то как интересно...
    Оля, спасибо за очередное увлекательное просвещение. Всегда с любопытством читаю Ваши "уроки".

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Жанна. Микроскоп открывает новые горизонты для понимания, а когда я поняла, что можно сделать фотографии, у меня появилась возможность иллюстрировать многие факты.

    ОтветитьУдалить
  4. Лео-Оля, привет! А я слышала, что цикорий очень активно накапливает в себе радионуклиды, поэтому в пищу его лучше не употреблять. Насколько достоверна эта информация?

    ОтветитьУдалить
  5. Танюша, здравствуй! Я как раз пост готовлю об этом! Там подробно отвечу на твой вопрос. Спасибо за интерес!

    ОтветитьУдалить
  6. Очень интересно написано о таком знакомом растении. И мне очень захотелось голубого меда.

    ОтветитьУдалить
  7. Будем искать))) Главное теперь мы знаем, что такое чудо бывает.

    ОтветитьУдалить
  8. Я выращиваю это растение на своём огороде. В Турции его нахывают карахиндибаа. Земля. индия. связанный, вот так переводится это слово. Правда так же называют и одуванчик.
    Цикорий - это растение, упоминающееся в жизниописании пророка Мухаммеда. Считается. что оно обладает удивительно целебными свойствами. если его листья употреблять в пищу, пока на них не высохла роса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина!
      Очень интересные дополнения.
      Цикорий с одуванчиком родня, поэтому часто его и называют синим одуванчиком по всему миру.

      Удалить
  9. Да, в микроскоп я наши травки еще не рассматривал...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Александр!
      Да. Это очень интересно посмотреть на привычное через призму микромира.

      Удалить