ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

вторник, 3 февраля 2015 г.

ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 3: ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СРЕЗАННЫМИ ВЕТКАМИ

Здравствуйте, друзья!
Прошло уже несколько дней после нашей ЗИМНЕЙ ЭКСКУРСИИ, на которой мы срезали веточки с деревьев и поместили их в баночки с питательным раствором.
Что же изменилось за этот период?
Посмотрим на свои образцы. Вы можете заметить, что некоторые ветви  получили свое развитие, а другие остались в неизменном состоянии. Сегодня я расскажу почему так получается. И разбавлю повествование стихами, которые писала для своего маленького сына.


Разошедшиеся чешуйки почки сирени
В воду веточки поставим,
Изучать с тобой их станем:
Будем почки измерять,
Их в блокноте рисовать.
(Автор: Астраханцева О.А.)

Все, что мы теперь будем изучать на веточках в комнатных условиях,  называют камеральной обработкой. Есть полевые исследования, то есть сама экскурсия и сбор образцов, а есть их обработка в условиях стационара (лагеря, дома) - это будет  камеральным исследованием.

Итак, приготовим инструменты, которые нам помогут в наших изысканиях - линейка и кронциркуль (такой инструмент, как циркуль, но с двумя иголочками на концах), а еще неплохо взять лупу для рассматривания. Еще понадобится наш блокнот, карандаш и фотоаппарат для фиксации процесса. Сегодня мы будем измерять почки на веточках. Интересно так получается, что кронциркуль я применяю исключительно для измерения объектов живой природы, а на черчении он мне ни разу не пригодился))) 

Есть такое замечательное высказывание: 
Наука начинается там, где можно измерить.
Раз, два, три, четыре, пять: начинаем измерять!  Мы будем мерить длину и ширину (в месте с наибольшим значением) почек. В идеале, нужно померить все почки на ветке и подсчитать среднее арифметическое значение. Это будет научно правильным подходом. Если ребенок уже достаточно подрос, то можно с ним отточить  навык выведения среднеарифметического значения. 

Циркуль с острыми ногами
Раздвигаем смело сами,
Им проворно  отмеряем,
Форму почек, замечаем.

На линейку переносим,
"Сколько миллиметров?" - спросим.
Посчитаем, и вперед - 
Все записывать в блокнот!
(Автор: Астраханцева О.А.)


Измерение почек с помощью кронциркуля
Либо поступить проще, если ребенок еще мал - брать для измерения самые верхние почки. Как правило, они будут наиболее крупными.  Измерения нужно записать на страничку вашей записной книжки, возле кода ветви. 

Отметьте непременно дату, и все изменения, которые произошли за последний период времени. Можно зарисовать почку в натуральную величину, так будет больше информации для определительных табличек, хорошо - снабдить записи словесным описанием. 

Образец №1
Дата 30.01.15

Верхушечная почка: 
L = 11 мм (длина)
В = 8 мм (ширина)
Почки набухли. На почках наблюдаются расхождения чешуек.

Образец №4
Дата 30.01.15
Верхушечная почка:
L = 9 мм (длина)
В = 2,5 мм (ширина)
Сережки:
L = 29 мм (длина)
В = 4 мм (ширина)
Почки немного отклонились под углом от стебля.
Почки слегка отклонились от стебля 

Образец №11 
Дата 30.01.15
Почек нет, они заглублены в коре. Углубление трехсоставное, округлое, неглубокое. Располагается между шипами.
D = 2 мм (диаметр)


Вместо почек - углубления
Измерять кронциркулем - совсем не простая процедура, как может показаться со стороны. За маленькими детьми нужно присматривать, ведь на кронциркуле две иглы! Можно, конечно попытаться заменить  иглы на более безопасные штырьки. Или вовсе обойтись маленькой линеечкой, не используя этот инструмент. Однако, для детишек постарше - это отличный тренажер для развития мелкой моторики. К тому же очень наглядно усваивается принцип измерения, пользования линейкой. 

Малыши могут расставить баночки по калибру почек от веточек с самыми крупными почками к веточкам с самыми мелкими. Классифицировать по принципу формы (вытянутые, шарообразные).


Строение побега
Почки на ветке, не просто сидят,
Что-то сказать о себе нам хотят.
Место, где почка построила дом,
Мы называем с тобою - узлом.

В домике почки живут по одной,
Или по двое ведут домострой.
Могут командою в домике жить,
И хороводы в узле том водить. 

В каждом из домиков - спящий листок.
Целый на ветке растет городок!
А обустройство почечек в нем -
Листорасположением зовем 
(автор: Астраханцева О.А.)

Когда вы рассматривали свои веточки, то конечно же, не могли не заметить, что почки по-разному  располагаются  на стебле.  Это будет определять листорасположение или филлотаксис побега. Терминоэлемент "ФИЛЛО" означает лист, а "ТАКСИС" - движение. Листорасположение - это приспособление к наилучшему улавливанию света листьями. Поскольку листья появляются из почек, то термин "листорасположение" применим и к ним. 

То место откуда отходит лист или почка от стебля называется узлом, а часть между двумя ближайшими узлами - междоузлием.

Если в узле почка только одна,
И по спирали встали дома,
То положение  - очередное.
У дуба и тополя будет такое.

Если в узле будут почки по двое:
Как у сирени и клена весною -
Такие парные  отношения  -
У супротивного расположения.

Если в узле много почек живет,
И кружат они свой большой хоровод:
Все отпадают сомнения -
Это мутовчатое положение.
(автор: Астраханцева О.А.)

Всего выделяют 3 типа листорасположения: очередное, супротивное и мутовчатое. 
Если из одного узла на стебле выходит по одному листу (почке), то это очередное листорасположение. Такое листорасположение будет у тополя, березы, рябины, акации, яблони, ивы, липы, вяза, лиственницы.


Очередное листорасположение на стеблях липы и вяза мелколистного.
Окружности показывают узлы.
Если из одного узла выходит сразу два листа (почки), и располагаются он друг против друга, то такое листорасположение будет супротивным. Супротивное листорасположение мы можем увидеть у клена, сирени, ясеня, бузины, каштана.

Среди древесных растений средней полосы чаще всего будет встречаться очередное листорасположение, и чуть реже - супротивное. 


Супротивное листорасположение на стеблях клена и сирени.
Из узла выходит по две почки, которые располагаются друг против друга


Мутовчатое же характерно для очень немногих растений, таких как, например, можжевельник, олеандр или элодея, восковой плющ, некоторые виды катальпы. 


Мутовчатое  листорасположение у катальпы из одного узла
отходит по 3-4 углубления вкруговую, там заглублены почки.
Иногда в районе верхушечной почки наблюдается некоторая скученность других почек, это связано чаще с тем, что эти почки являются цветочными, то есть из них будет развиваться цветок или соцветие. Происходит сближение узлов, междоузлия становятся очень короткими. Для определения листорасположения  растения эта скученность игнорируется, мы будем учитывать  узлы, отстоящие от верхушечной почки, то есть те из который появятся листья.

Теперь вы можете дописать еще один признак в блокнот для своих образцов - какое ваши веточки имеют листорасположение.

Однако, почему  на одних веточках почки начали изменяться, а на других нет? Это связано с таким явлением у растений  как период покоя. У одних - он очень длительный, а у других растений короткий, или почти отсутствует. Например, к таким растениям с очень маленьким периодом покоя относится сирень. Если вы поставите веточки сирени с цветочными округлыми почками в питательный раствор, то она у вас даже может зацвести. 

Период покоя определяется накоплением абсцизовой кислоты, которая в очень больших концентрациях содержится  в растительных почках. Это гормон -ингибитор роста и развития, обеспечивает впадение в спячку древесных растений на неблагоприятный период. Холодные температуры способствуют его усиленному образованию. Чтобы почки тронулись в рост, надо, чтобы воздействие тепла суммарно составило температурный показатель около нуля по Цельсию, не менее 3 недель.

Продолжение следует.....

18 комментариев:

  1. У нас сирень и без питательного раствора зацветала, но теперь я знаю секрет, благодаря Вам, Оля, и в нашей группе сирень будет лучше всех!
    Спасибо за просвещение!!!
    Благодарим за участие в Детской галерее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Жанна! Возможно, что теперь сирень будет менее бледная.

      Удалить
  2. Здорово!! Как бы такие посты не потерять!) Спасибо за сирень и катальпу, мы знаем, где они растут и сможем посмотреть не только на очередное листорасположение! Рассказала сыну как называются наши домашние исследования), информация впечатление произвела).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваши слова. Вы меня несказанно порадовали! Знаете, Катя, вот ради такого эффекта я пожалуй и заводила этот блог. Сегодня как раз веточку катальпы собрала, добавлю и ее фотографию попозже в пост.

      Удалить
    2. Посмотрела на катальпу), спасибо, Оля!
      Мы сделали блокнот и теперь понемногу заполняем с вашей помощью).

      Удалить
  3. Олечка, а мне очень интересно про мутовчатое расположение. Хотелось бы фото и описание. И большое спасибо за твои рассказы, столько интересной информации!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, я добавила фотографию веточки катальпы обыкновенной, у нее как раз мутовчатое листорасположение. А почек на поверхности нет, они запрятаны в глубь пробкового слоя, чтобы не замерзнуть.

      Удалить
    2. Спасибо, Оля. У нас кстати тополь проявил себя! А еще та неизвестная мне ветка))). Почитала тебя, пришла к выводу, что почки цветов на ней. Такими гроздями, только они не только у верхушечной почки. Елки-палки, даже не знаю, что за дерево я домой принесла)))))))

      Удалить
    3. А мой тополь еще спит))) Вот и мне теперь интересно, что за дерево у вас с детишками в доме поселилось)))

      Удалить
    4. Ох, не знаю, я уж на него смотрела - дерево как дерево, ничего выдающегося))) Кроме почек))) Похожи почки на вишню, но они красноватые (может вишни и такие бывают, но те, что я разглядывала - иные). Но это не может быть вишня, посажено вдоль дороги, достаточно высокое. Я почему-то думала, что там дубы-тополя растут.... Но не похоже))) А что у нас с такими почками может быть, если не вишня?

      Удалить
    5. Красноватыми веточки и почки растений становятся ближе к весне. Это защита от активного солнечного ультрафиолета. Они также как мы загорают))) Вообще на вишневые веточки могут быть похожи многие из семейства розоцветных - например, яблоня-дичка, слива. А если есть пушок - то ирга.

      Удалить
    6. Оля, там точно не яблони и прочее. Деревца повыше плодовых будут.... В общем, я профан))) Ни понять, ни объяснить))) Может сфотографирую и выложу как-нибудь.

      Удалить
  4. Оля, какая замечательная серия статей!!! Я не читала их раньше, но видела, что они опубликованы. Приметила себе, что можно хорошо увлечь мою любознательную дочку. И вот близится день российской науки 8 февраля (празднуется с 1996 года, если я не ошибаюсь). И я задумала что-нибудь наглядное 4 летнего ребёнка провести. И вот тут и пригодились эти замечательные статьи! Главное - всё очень доступно, ощутимо - ребёнок сам выберет деревья, я пмогу отрезать, она сама приклеит номерок, а дома по парам соединит, а потом в баночки и т.д...... м-м-м, сколько наблюдений!!! И большой плючс - всё так понятно написано и, как бы сказать, по-научному, что ли... С нетерпением буду ждать следующих статей в этой серии, потому что мне же надо знать, к чему вести, к какому выводу мы придём??? Я не обладаю такими представлениями, но вот с Вами это легко сделать! Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я очень рада, что вам понравился этот цикл статей. Спасибо за такую оценку подачи материала. Сейчас немного со временем туговато, но напишу чуточку попозже обязательно.

      Удалить
  5. Ольга, вот всё, что выше написано - это и ко мне! Только - только задумалась над первым нашим огородом на окне (может, кстати, напишешь что - нибудь на эту тему - знаний у меня не хватает, поэтому пока в поиске не столько творческих идей по воплощению (вроде с основными моментами определилась), но всё равно и этому была бы рада, но вот именно, что лучше и нагляднее вырастить со знанием дела, а не просто с наблюдением). Ну, и о веточках, безусловно, тоже думала. Но даже, честно, и не предполагала, что можно и нужно вот так! :) Теперь в голове всё как- то систематизировалось. :)) Спасибо, ты такая Умница! И, да, не раз тут уже отмечали: тебе настоятельно необходимо задуматься над красочной, иллюстрированной книгой по занимательной биологии для детей (можно для дошкольников? :)) ). :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо за столько хороших слов!
      Про огород на подоконнике - эта тема занимала меня в прошлом году. Чего я только не посадила))) Но получилось не со всеми травами. Уже думала, чтобы написать статью о своем опыте выращивания. Значит, правильно думала.
      На счет книги: думаю, что с помощью блога пока буду нарабатывать материал. А там видно будет. Может и получится)))

      Удалить
  6. Оля, спасибо за такой интересный и подробный рассказ и за участие в Катиной коллекции! От меня и от Катя. Она сама не осилила читать весь текст, но картинки рассмотрела и я ей немного объяснила. И сама запомнила - чтобы при случае показать ей все это:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна за организацию весенней галереи. Я с удовольствием участвовала в осенней. Рада, что вам понравился пост.

      Удалить