ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

среда, 26 февраля 2020 г.

ТАЙНА ПАДАЮЩИХ ВАЗ В СЛОНОВНИКЕ И "ЗООЛОГИЧЕСКАЯ КРУГОСВЕТКА"

Здравствуйте, друзья!
В прошлой статье мы обсуждали гипотезы, разгадывая тайну падающих ваз в слоновнике.


эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Среди версий были следующие:
  • Слоны бросались чем-то в вазы, чтобы они падали.
  • Слоны топали, вызывая вибрацию, которая вызывала падение ваз.
  • Слоны тянулись к вазам, так как хотели пить, но не найдя воды, переворачивали сосуды.
  • Слоны пугали крыс, которые в ужасе бежали на вазы, и переворачивали их.
  • В зоопарках часто живут ещё и кошки, которых могли пускать в холода в помещение погреться со слонами и вазами. Вероятно, кошки сидели недалеко от ваз или на них, слоны начинали трубить и от страха разбегаясь в разные стороны, кошки сбивали вазы.
  • Слоны пользовались палочкой, чтобы сбивать вазы.
  • Слоны пользовались веревкой, чтобы вазы падали.
  • Слоны набирали в хобот воду и струей сбивали вазы.
  • Слоны прогибали своей тяжестью доски пола, создавая наклон, вазы падали.
  • В слоновнике были обезьяны, которые научились выбираться из своей клетки по ночам. Приматы дразнили слонов, переворачивая вазы, и играя в них, как на барабанах.
  • Вазы падали от притяжения воздуха из хобота. 
  • Слоны трубят, вазы от вибрации звука внутри могут не удерживать равновесие. 
  • Слоны страдали от нахождения в замкнутом пространстве, тяжело вздыхали и от этого вазы падали.
  • Это был полтергейст зоопарка.
Многие версии могли быть разгадкой тайны падающих ваз. Спасибо всем участникам мозгового штурма! Это замечательное упражнение по развитию креативного мышления, тренажер по выдвижению гипотез, снятию инертности мышления. А теперь, ВНИМАНИЕ - ответ!

Тайна падающих ваз в слоновнике

Что же происходило на самом деле? 
Слоны скучали в тесном слоновнике. Поэтому придумали для себя развлечение. Они вплотную подходили к загону, вытягивали вперед хоботы и дули на вазы. Причем, одновременно! Все сразу. Одному слону сдуть вазу было не под силу.
История про прутик и веник обретает новый смысл. Сила - в объединении, в работе группы на одну цель. Слоны - социальные животные, они умеют действовать сообща.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Но ведь, это было слишком просто, если бы мы не извлекли из факта пользу и не поиграли в этот процесс?
Вот на что меня вдохновила эта тайна. Приглашаю провести эксперимент в группах.

Как из факта рождается исследование?

Эта история о слонах поможет нам в сплочении группы, а также разобраться в постановке эксперимента. 

Наука начинается там, где мы можем измерить. Можем ли мы измерить с помощью подручных средств и простых приспособлений силу направленного выдоха одного человека? А нескольких человек?
Будет ли иметь место суммарный эффект? Если один человек сдул 100 граммов, то 5 человек сдует 500 граммов? Или этот показатель будет гораздо большим?
Выдвинем гипотезу о том, что будет суммарный эффект.

Шаг 1. Решить,что будем измерять. Выделить измеряемый параметр. 
Для начала зададим к ситуации уточняющие вопросы. Почему слон в одиночку не мог уронить вазу?
Конечно же, потому, что ваза была слишком тяжелая! Значит, масса предмета, на который мы будем воздействовать (дуть), имеет значение. 
Шаг 2. Какой посредник (прибор) будем применять для измерения параметра?
Как мы узнаём, сколько весит объект? 
Мы его помещаем на весы. Значит, нам потребуется прибор - весы.


эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Шаг 3. Что будем использовать в качестве объекта воздействия?
Какой ресурс есть у каждого школьника? Тетради, пеналы, ручки, учебники. Нам подойдет то, что обладает недостаточной устойчивостью, малой массой. Например, если мы поставим на ребро тетрадь или книгу, приоткрыв их, мы получим такую конструкцию. Конечно, с мягкими обложками тетради не подойдут. Для начала мы можем использовать даже раскрывающуюся открытку. Согнутый пополам картонный лист. Единственное условие - объекты должны быть примерно одинаковой высоты и ширины. Иначе результаты могут искажаться.
Шаг 4. Как именно будем производить эксперимент?
Сначала выясним предмет какой массы удается сдуть в одиночку. Мы будем взвешивать предмет, затем устанавливать его на ребро, и дуть. А затем проверим, сможем ли мы группой сдуть то, что не удалось победить в одиночку.
Решаем, сколько раз можно будет набирать в легкие воздух, чтобы дунуть - один, два, три?
Ответ на этот вопрос нас выводит к следующему шагу.


эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Шаг 5. Проверить эксперимент на безопасность.
А как же коронавирус? Если все будут дуть, то есть возможность не только выдохнуть, но и вдохнуть микробы.
Поэтому можно использовать в эксперименте посредник - индивидуальный воздушный шарик. Надуть его ровно настолько сколько войдет на  один вдох-выдох (или на другое количество, на какое вы договоритесь), затем по сигналу направлять струю  из шарика всем вместе. Но здесь могут быть искажения.
Либо использовать маску. Но она будет задерживать силу выдоха.
Либо договориться сделать всего один дружный сильный выдох, а для последующего входа отойти или отвернуться в другую сторону.
Также важно отметить, что нельзя злоупотреблять длительным выдыханием, может закружиться голова.


эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Шаг 6. Как будем фиксировать результаты?
Нужно продумать, как будем фиксировать результаты эксперимента, куда будем записывать измерения?
Необходимо разработать бланки, таблицы, чтобы все можно было легко посчитать.
Шаг 7. Записываем рецепт эксперимента
Теперь мы должны записать все наши рассуждения в четкий "рецепт", собрать все в пошаговый алгоритм.
Цель: Выяснить, есть ли суммарный эффект при групповом воздействии (направленном выдохе) на объект.
Материал и оборудование: весы, тетради, учебники, открытки, бланки, ручка, стол.
Ход работы: 1. Взвесить предмет, записать параметр в таблицу.
2. Установить объект на ровной поверхности на ребро.
3. Сделать однократный глубокий вдох и с силой подуть на объект.
4. Зафиксировать в таблице - упал объект или нет.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

5. Повторить процедуру с 1 по 4 пункт с более тяжелым или легким объектом, пока не будет найден предел. Условно эта масса будет считаться "личный предел". Минимальная масса объекта, при которой тот не падает.



6. Сложить массу предела всем участникам группы. Мы получим идеальную массу (назовем ее так условно). 
7. Подобрать объект близкий к идеальной массе. Взвесить, поставить на ребро, всем вместе сделать дружный вдох и подуть с силой на объект. Для вдоха повернуться в разные стороны. Записать результат.
8. Если объект упал, то возьмите следующий объект тяжелее на среднюю массу одного предела.  Чтобы найти среднюю массу одного предела, надо сложить массу предала каждого в группе, а затем разделить на количество участников. А если объект не упал, то возьмите предмет легче на один предел.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

9. Продолжайте эксперимент, пока не найдете реальную массу падающего объекта для общего воздействия. Все измерения вписывайте в бланк.
10. Сравните идеальную и реальную массу падающего объекта под общим воздействием. Если реальная масса окажется больше идеальной гипотеза подтверждена, а если наоборот - идеальная масса превосходит реальную, то гипотеза опровергнута.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Шаг 11. Рефлексия, итоги. Обсудим эмоциональную составляющую. Поздравляю! Вы стали настоящим исследователем. Плюс 50 очков Грифиндору! Ответьте на вопросы: 

  • Получилось ли у нас работать в группе? 
  • Почему так важно объединяться при решении задачи?
  • Что было сложно в постановке эксперимента?
  • Почему у одних личный предел значительно превышает показатели других детей? С чем это может быть связано? (Занимается ли ребенок, у которого высокие результаты личного предела, атлетикой, плаваньем, греблей, вокалом, духовыми инструментами?) 

ПС: Чтобы спланировать и провести такой эксперимент, ребенок должен уметь применять полученные навыки из различных предметов: математики, русского языка, биологии, физики. Он должен уметь абстрагировать, сравнивать, работать с фактами и цифрами, оценивать критично результат.  
Исследовательская компетенция - это умение пользоваться знаниями и навыками в интеграции всех наук. Она нарабатывается постепенно. Но эта рутина может быть так скучна... 
Есть ли выход? Я, кажется, его создала. Хочу поделиться им с вами.

"Зоологической кругосветке" быть?


Хочу рассказать о Всероссийском творческом интернет-проекте с международным участием для школ, детских садов, юных натуралистов и их родителей "Зоологическая кругосветка". Он создан совместно с креативным издательством "Расскажи и покажи" и Еленой Лоза. Автор материала я. 


эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Когда задумала проект, мне хотелось с помощью него решить проблему сопротивления рутине у детей при отработке навыков, важных для написания проекта. Формирование исследовательской компетенции - трудоемкое дело.

Исследовательская компетенция объединяет умения, полученные на других предметах, в работе на единую цель:

  • Осознанное чтение;
  • Информационный поиск;
  • Компиляция фактов и построение их в систему; 
  • Логические мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация; 
  • Математическая обработка данных, измерение, вычисления.

Этот курс разработан с целью вовлечения ребят младшего школьного возраста в проектную исследовательскую деятельность в игре и творчестве, ориентирован на развитие исследовательской компетенции.
НО самое важное, что я пыталась вложить в проект - развитие натуралистического интеллекта. Согласно теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, выделяют и такой. И он чаще других оказывается не реализован, поскольку основан на специфических знаниях и умениях. Я старалась сделать на этом акцент. Натуралист - это детектив в мире тайн природы.
Сможете ли догадаться по какому признаку я разделила животных на группы?
эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Предусмотрено несколько форматов участия. 1) Бесплатный формат "Любимое животное" - это отдельный элемент, стоящий особнячком. Он опосредованно связан с "Зоологической кругосветкой".
2) Платный формат - собственно "Зоологическая кругосветка" подразумевает путешествие в различные точки планеты, где нас ждет раскрытие тайн, выполнение расчетов, самостоятельный поиск фактов, измерения, заполнение дневника натуралиста, выполнения творческих заданий в игре.
В платном формате можно выбрать 
А) Самостоятельное прохождение - семейный вариант. Я стараюсь так организовать материал, чтобы взрослым тоже было интересно.
Б) Прохождение с сопровождением в группе - семейный вариант.

Подробности для индивидуального формата по ссылке http://showandtell.ru/afrika?fbclid=IwAR2l0uFHHvSVI2cx5hKn43y5tWAg41pc_HhLiI_RB9Qc6y2W8853MG6ZaQQ

В) Прохождение с классом/группой в 10, 20, 30 человек. Подробности для группового формата по ссылке http://showandtell.ru/zoo?fbclid=IwAR1dcPnc6WNjeI9r5H7T1MAiH7VfsEpkPlDsdtyUCKBJOunol0SXHCalMeA

+ Креативное издательство предлагает дополнительную возможность издать книгу по мотивам творчества ребенка, или коллектива. Эту опцию можно добавить к любому пакету.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии

Первая точка, куда мы отправимся - Африка! Стартуем 2 марта!

Африка, конечно, очень далеко.
В Африку добраться, право, нелегко...

С нашим проектом "Зоологическая кругосветка - ЛЕГКО!
К Африке у меня особая любовь. В биологическом пальчиковом театре - очень много животных из Африки. И львиная доля БиоТОПа - африканцы. Их мы встретим в большинстве выпусков БИОТОПА.

эксперимент-тайна-падающих-ваз-зоологическая-кругосветка-магия-биологии



Африканцы играли в таких биоспектаклях:
ПОЧЕМУ КУСАЮТ НАСЕКОМЫЕ?: ЧАСТЬ 2

ПОЧЕМУ У ВИНТОРОГОГО КОЗЛА ТАКИЕ РОГА?



В случае успеха проекта, при вашей поддержке "Зоологическая кругосветка", мы отправимся в новые приключения в другие точки планеты - континенты, острова. 

Такого еще не было! Приходите! 
Расскажите о проекте друзьям! 


ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.


Если статья была полезной, поделитесь с друзьями! Желаю вам здоровья и радости открытий!





   

Яндекс.Метрика

4 комментария:

  1. Олечка, спасибище!!! а ведь была мыслЯ и про воздух. Но сработала человеческая логика. Какого рожна им всем дуть))) Цель же ж должна быть какая-то. А коли цели нет (я ее не нашла для себя), то и отмела эту мвслЮ)))
    Очень интересная статья. Мало того - с воспитательным подтекстом! Класс!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо!
      Особая ценность - это то, что история основана на реальных событиях, в Московском зоопарке. Теперь можно ходить смотреть не только на слоников, но и на вазы))))

      Удалить
  2. Интересно )
    Я вот думала - или слоны Играют, или действительно вазы сами по себе падают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      Скучающие слоники развлекались))) как могли.

      Удалить