Здравствуйте, друзья!
Эпизод 1, 2, 3 - ЗДЕСЬ
Эпизод 4
Эпизод 5
Эпизод 6 и 7
Эпизод 8
Сегодня нас ожидает девятый эпизод. Напомню, что в ЭПИЗОДЕ №8 ведьмы встретили маленькую девочку. Они решили предотвратить трагедию и разделились. Матушка и Нянюшка отправились в домик к бабушке, а Маграт осталась с девочкой.
Авторская силуэтная иллюстрация по Т. Пратчетту, к эпизоду 9 |
Со сказкой "Красная шапочка" у меня непростые отношения. В книге Пратчетта есть некое объяснение. Иногда мне кажется будто он рассказал эту историю так, как она звучала где-то внутри меня. Мне было жаль волка. Жаль. И быть может даже больше чем девочку и ее бабушку.
"Маграт хотелось думать, что она легко сходится с детьми, однако всякий раз она убеждалась в собственной неправоте — и это тревожило. Кроме того, дети ей не больно-то нравились — это ее тоже тревожило. Вот нянюшка Ягг без малейших усилий ладила с малышами — то давала им конфетку, то уши надирала, но ладила. Тогда как матушка Ветровоск по большей части вовсе игнорировала их, и это вроде бы действовало ничуть не хуже. В то время как Маграт действительно было не все равно. Как все-таки несправедливо устроен этот мир…
— Спорим на миллион триллионов зиллионов долларов, что вот этот куст ты никогда не превратишь в тыкву, — предложила девочка.
— Но послушай, все предыдущие кусты я без труда превратила в тыквы, — заметила Маграт.
— Рано или поздно у тебя должно не получиться, — спокойно пояснила девочка.
Маграт беспомощно взглянула на волшебную палочку. Она перепробовала все — загадывала желания, произносила их про себя и даже, когда думала, что другие ведьмы не слышат ее, стучала палочкой по разным предметам и кричала: «Что угодно, только не тыквы!»
— На самом деле ты же не знаешь, как все это делается, — заявила девочка.
— Гм, малышка, — сказала Маграт, — ты вроде бы говорила, твоей маме известно, что в лесу живет большой злой волк?
— Говорила.
— И все-таки она послала тебя одну отнести гостинцы бабушке?
— Да, а что?
— Ничего. Просто подумала кой о чем. Кстати, ты должна мне миллион триллионов зиллионов сквиллионов долларов." Т. Пратчетт
Идея Пратчетта проста - волк, зараженный личностью человека, эпизод закончился самым печальным образом. Я так и не смогла сделать этот эпизод, но он оставил свой след, натолкнув меня на некоторые размышления.
Матушка не глядя взяла у нее кружку.— Кто-то заставил этого волка думать, что он человек, — сообщила она. — Его заставили думать, что он человек, а потом отпустили на все четыре стороны. И случилось это несколько лет назад.— Откуда ты знаешь?— Я… считала его воспоминания, — ответила матушка.«И инстинкты тоже», — подумала она. Теперь ей по меньшей мере пару дней придется превозмогать в себе настойчивое желание удрать в лес и повыть там на луну.— О.— Он застрял между видами. Его мысленно переклинило.— А можно ему чем-нибудь помочь? — спросила нянюшка.
Матушка Ветровоск отрицательно покачала головой.
— Случай слишком запущенный. Теперь это стало привычкой. К тому же он голоден. Он не может окончательно стать ни тем, ни другим. Не может поступать как волк, но и не может позволить себе быть человеком. И этому следует положить конец.
Тут она в первый раз подняла голову и взглянула на нянюшку. Нянюшка опасливо попятилась.— Ты и представить себе не можешь, каково это, — продолжила матушка Ветровоск. — Годами бродить в одиночестве. Не человек и не волк. Ты и представить себе не можешь, что он испытал на своей шкуре.— По-моему, все-таки могу, — возразила нянюшка. — Достаточно на твое лицо взглянуть. Очень доходчиво все объясняет. Но кто же сотворил с ним такое?— Есть у меня кое-какие подозрения… Они оглянулисьК ним приближались Маграт с девочкой. Рядом с ними шагал один из дровосеков.— Ха, — фыркнула матушка. — Ну да, конечно. Ведь всегда должен быть… — она буквально выплюнула эти два слова, — счастливый конец.
За ее лодыжку ухватилась когтистая лапа.Матушка Ветровоск опустила голову и посмотрела волку в глаза.
— Пршшшууу, — прорычал он. — Прррик-конншть мннняя! Скорррреее!
Она опустилась рядом с ним на колени и взяла в руки его лапу.— Ты уверен? — спросила она.
— Даааа!
С властным видом она поднялась на ноги и повернулась к приближающейся троице.
— Господин Дровосек! — окликнула она. — Тут есть для вас кое-какая работенка…Сейчас сказка о "Красной шапочке" звучит для меня в контексте человеческой ответственности. Архетипически образа волка рассматривается, как символ неоспоримого зла. Да, волки могут быть опасны, они могут причинить вред человеку. Волк был сильнее человека изначально, но человек - прозорливее. И тогда, чтобы победить волка, человек, поместил во внутрь предка волка человека. Так появилась собака... Если у вас когда-нибудь была собака, то вы понимаете, что волк не может быть злом. Собака и волк - братья.
Дровосек так никогда и не понял, почему волк сам, с покорной готовностью положил голову на пенек. Или почему старуха — та, в которой гнев буквально клокотал, словно ячменная каша в горшке, — почему она, когда все было кончено, настояла, чтобы волка похоронили по-человечески, вместо того чтобы содрать с него шкуру, а остальное забросить в кусты.Таков был конец большого злого волка. Т. Пратчетт.
Однажды мы делали с ребятами 10 класса постановку, такую, от которой идет мороз по коже. В основе лежало документальное стихотворение нашего регионального автора С. Аксёновой "Танго для волка". Это стихотворение я прочитала еще в начальной школе, и снова меня захлестнуло то самое чувство, что и в детстве, после сказки "Красная Шапочка".
ТАНГО ДЛЯ ВОЛКА
С. Аксёнова
« Долгое время животноводам досаждал волк. Как ни караулили пастухи телят, а волк всё же
умудрялся нанести урон. Однажды ночью пастухи включили для собственного удовольствия плёнку с записью старинного танго в исполнении духового оркестра.
Одному показалось, что кто-то подпевает в такт. Выключили музыку, так оно и есть!
Совсем неподалёку сидит волк и воет. И настолько увлёкся, что пастухи взяли его, как говорится голыми руками» (Из газеты)
Жесток, непримирим был волчий путь,
Он никогда не знал пути иного,
И невозможно было обмануть
Голодного матёрого и злого.
Но в одинокий и тоскливый вечер,
Под звуки этой музыки тревожной,
В нём просыпались чувства человечьи,
И вечная тоска о невозможном.
Звенело танго в мире под луною,
И в горле закипала звуков медь,
И волк завыл /……/ и было в этом вое
Забытое желание - запеть!
Но вышли люди и взвели курок,
Точны и беспощадны были руки,
И в миг последний волк понять не мог,
Зачем так больно ранят эти звуки?
Он так хотел дослушать до конца,
И ненависть забыть, и месть, и страх….
И удивленье волчьего лица
Застыло в стекленеющих глазах.
Весны стояла зыбкая пора,
Всё набухало зеленью несмело,
А в мире под луною до утра
Убийственная музыка гремела!
И дети, дописали продолжение этого стихотворения.
Ты – браконьер! Охотник – в прошлом.
Сегодня век уже не тот!
Доколе будет продолжаться
Бессмысленный крестовый ход?
Мечом, ружьём, капканом, ямой
Ты оскверняешь общий дом.
Всего лишь выстрел малый самый
Приносит смерть. А что потом?
Ты отнял дом – леса у зверя.
И он пришел туда, где ты
Застройку сделал, уничтожив,
Цветы небесной красоты.
Ты создал уйму мутагенов
И техногенных катастроф.
Играешь ты, тасуя гены,
Так и ответить будь готов!
И кто же зверь здесь? Ты иль волк?
Мы не возьмём сегодня в толк!
Дети танцевали самое странное танго для волка, с которым мы взяли второе место на областном конкурсе почти 10 лет назад. Но в удивительной фразе, выделенной красным кроется важное понимание. Человек, слишком часто ищет виновных во вне, а не внутри себя. Слишком часто человек думает, что чудовища живут за пределами его личности, а на самом деле ничего не приходит извне, все приходит изнутри.
Во многом, быть человеком, означает - брать ответственность за свою жизнь и свои поступки.
Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.
Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Желаю радости открытий!
Сколько глубины и философии! Очень понравились стихи, и те что дописаны детьми.... Оля, ты молодец, что не только сама имеешь нестандартное видение, но и учишь мыслить детей, рассуждать, ставить себя на другое место, взвешивать! Иллюстрация как всегда супер!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня!
УдалитьСтихи детей стали частью сценария. Когда были высказаны последние строчки, в зале стояла мертвая тишина... А потом зал взорвался аплодисментами.
Очень надеюсь, что сердца моих учеников стали чуть милосерднее.
Оля... даже и не знаю что сказать.. ком в горле. Спасибо! "Ведьм" скачала, читаю по чуть, наслаждаюсь. да просто подолгу не удается почитать.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина!
УдалитьЯ очень рада, что читаете Пратчетта.
После такого, обязательно должны стать души теплее, а сердца милосерднее...
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьМилосердие к животным, связано с милосердием к людям.
Есть прямая зависимость: если человек жесток с животными, то он жесток и с людьми.
Оля, последние твои строки просто меня порвали! Сижу, а слёзы текут и текут! Никогда так не смотрела на волков...есть над чем подумать... Спасибо огромное!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена!
УдалитьУ вас дома живут очеловеченные волки, и неудивительно, что вы чувствуете это еще глубже, еще ближе.
Оля, как всегда, интересно и трогает за душу! Согласна, что чудовища внутри человека.. Хотим изменить Мир, но редко прилагаем усилия, чтобы изменить себя))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Оксана!
УдалитьВот уж воистину: хочешь изменить мир - измени себя.
Оля, какой глубокий пост, мысли... Я никогда на "Красную шапочку" так не смотрела, однако, часто задавалась вопросом о жестокости английских сказок. Волк... для многих это создание не однозначно. Но мне близко твоё мнение. Помню, как у Светланы Горячевой в блоге прочитала про волка и даже расстроилась, когда поняла, что в мифах и сказках он - символ зла... Про собак, с их глазами, пониманием, верностью и преданностью такого никак не скажешь, а связь между волком и собакой действительно такая древняя... Человек - вот истинный хищник, но обладающими всеми потенциальными возможности, чтобы быть при этом мудрым...
ОтветитьУдалитьОля, иллюстрация получилась отличная! :) И ведь уже девять эпизодов!!!
Спасибо, Катя!
УдалитьКрасная Шапочка - сказка европейская, и именно в Европе уже с 16 века активно сводились леса, выбивались кабаны, олени. Человек отбирал у волка его добычу, поэтому волки были вынуждены искать пропитание там, где оно было: охотиться на овец, и на человека, если он был одиноким путником. Волк был конкурентом человеку. В этой войне численность хищников очень сократилась. На некоторых территориях их вообще не стало. И сейчас волки переселились из лесов на свалку, поскольку там живут крысы, а это еда.
В отличие от зверя человек имеет свободу выбора. И выбор предполагает ответственность. И да, очень важно, чтобы выбор был мудрым и взвешенным.
А иллюстрации еще есть))) А может даже еще сделаю, когда пойду в отпуск.
за Пратчетта вам, конечно, +
ОтветитьУдалитьСпасибо.
УдалитьСпасибо, Ольга! Сразу вспомнила книги, в которые влюбилась в детстве: "Не кричи: Волки" и К. Лоренца. А "Танго для волка" очень впечатлило! Так глубоко и философски, молодцы!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина! Конрад Лоренц мне тоже нравится.
УдалитьОльга, какое стихотворение... пронзает до глубины души! Сохраню его, потому что пока Даше боюсь читать, расстроится. Кстати этому стихотворению очень созвучна книга Глаз волка, я о ней недавно писала. Вот прямо в том же стиле и с той же мыслью.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Мария!
УдалитьДа, стихотворение очень эмоциональное. Когда его прочитала впервые в начальной школе, я плакала. "Глаз волка" не читала, спасибо, за рекомендации.
Оля, я впечатлена! детское стихотворение просто потрясающее! я бы ваши здоровские иллюстрации использовала в театре теней
ОтветитьУдалитьСпасибо, Алёна! Дети очень прониклись стихотворением.
УдалитьПризнаться, о теневом театре я тоже подумывала))) Возможно, это будет следующим моим шагом в развитии силуэтного вырезания.