вторник, 12 мая 2015 г.

СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ "ВЕДЬМЫ ЗА ГРАНИЦЕЙ": ЭПИЗОД 9 и ВОЛКИ

Здравствуйте, друзья!

Продолжаю знакомить вас со своей авторской иллюстрацией произведения сэра Т. Пратчетта "Ведьмы за границей". 
Эпизод 1, 2, 3 - ЗДЕСЬ
Эпизод 4 
Эпизод 5 
Эпизод 6 и 7
Эпизод 8

Сегодня нас ожидает девятый эпизод. Напомню, что в ЭПИЗОДЕ №8 ведьмы встретили маленькую девочку. Они решили предотвратить трагедию и разделились. Матушка и Нянюшка отправились в домик к бабушке, а Маграт осталась с девочкой.

Авторская силуэтная иллюстрация по Т. Пратчетту, к эпизоду 9

"Маграт хотелось думать, что она легко сходится с детьми, однако всякий раз она убеждалась в собственной неправоте — и это тревожило. Кроме того, дети ей не больно-то нравились — это ее тоже тревожило. Вот нянюшка Ягг без малейших усилий ладила с малышами — то давала им конфетку, то уши надирала, но ладила. Тогда как матушка Ветровоск по большей части вовсе игнорировала их, и это вроде бы действовало ничуть не хуже. В то время как Маграт действительно было не все равно. Как все-таки несправедливо устроен этот мир…
— Спорим на миллион триллионов зиллионов долларов, что вот этот куст ты никогда не превратишь в тыкву, — предложила девочка.
— Но послушай, все предыдущие кусты я без труда превратила в тыквы, — заметила Маграт.
— Рано или поздно у тебя должно не получиться, — спокойно пояснила девочка.
Маграт беспомощно взглянула на волшебную палочку. Она перепробовала все — загадывала желания, произносила их про себя и даже, когда думала, что другие ведьмы не слышат ее, стучала палочкой по разным предметам и кричала: «Что угодно, только не тыквы!»
— На самом деле ты же не знаешь, как все это делается, — заявила девочка.
— Гм, малышка, — сказала Маграт, — ты вроде бы говорила, твоей маме известно, что в лесу живет большой злой волк?
— Говорила.
— И все-таки она послала тебя одну отнести гостинцы бабушке?
— Да, а что?
— Ничего. Просто подумала кой о чем. Кстати, ты должна мне миллион триллионов зиллионов сквиллионов долларов." Т. Пратчетт
 Со сказкой "Красная шапочка" у меня непростые отношения. В книге Пратчетта есть некое объяснение. Иногда мне кажется будто он рассказал эту историю так, как она звучала где-то внутри меня. Мне было жаль волка. Жаль. И быть может даже больше чем девочку и ее бабушку.

Идея Пратчетта проста - волк, зараженный личностью человека, эпизод закончился самым печальным образом. Я так и не смогла сделать этот эпизод, но он оставил свой след, натолкнув меня на некоторые размышления.


Матушка не глядя взяла у нее кружку.— Кто-то заставил этого волка думать, что он человек, — сообщила она. — Его заставили думать, что он человек, а потом отпустили на все четыре стороны. И случилось это несколько лет назад.— Откуда ты знаешь?— Я… считала его воспоминания, — ответила матушка.«И инстинкты тоже», — подумала она. Теперь ей по меньшей мере пару дней придется превозмогать в себе настойчивое желание удрать в лес и повыть там на луну.— О.— Он застрял между видами. Его мысленно переклинило.— А можно ему чем-нибудь помочь? — спросила нянюшка.
Матушка Ветровоск отрицательно покачала головой.
— Случай слишком запущенный. Теперь это стало привычкой. К тому же он голоден. Он не может окончательно стать ни тем, ни другим. Не может поступать как волк, но и не может позволить себе быть человеком. И этому следует положить конец.
Тут она в первый раз подняла голову и взглянула на нянюшку. Нянюшка опасливо попятилась.— Ты и представить себе не можешь, каково это, — продолжила матушка Ветровоск. — Годами бродить в одиночестве. Не человек и не волк. Ты и представить себе не можешь, что он испытал на своей шкуре.— По-моему, все-таки могу, — возразила нянюшка. — Достаточно на твое лицо взглянуть. Очень доходчиво все объясняет. Но кто же сотворил с ним такое?— Есть у меня кое-какие подозрения… Они оглянулисьК ним приближались Маграт с девочкой. Рядом с ними шагал один из дровосеков.— Ха, — фыркнула матушка. — Ну да, конечно. Ведь всегда должен быть… — она буквально выплюнула эти два слова, — счастливый конец.

За ее лодыжку ухватилась когтистая лапа.Матушка Ветровоск опустила голову и посмотрела волку в глаза. 
— Пршшшууу, — прорычал он. — Прррик-конншть мннняя! Скорррреее! 
Она опустилась рядом с ним на колени и взяла в руки его лапу.— Ты уверен? — спросила она. 
— Даааа! 
С властным видом она поднялась на ноги и повернулась к приближающейся троице. 
— Господин Дровосек! — окликнула она. — Тут есть для вас кое-какая работенка…
Дровосек так никогда и не понял, почему волк сам, с покорной готовностью положил голову на пенек. Или почему старуха — та, в которой гнев буквально клокотал, словно ячменная каша в горшке, — почему она, когда все было кончено, настояла, чтобы волка похоронили по-человечески, вместо того чтобы содрать с него шкуру, а остальное забросить в кусты.Таков был конец большого злого волка. Т. Пратчетт.
Сейчас сказка о "Красной шапочке" звучит для меня в контексте человеческой ответственности. Архетипически образа волка рассматривается, как символ неоспоримого зла. Да, волки могут быть опасны, они могут причинить вред человеку. Волк был сильнее человека изначально, но человек - прозорливее. И тогда, чтобы победить волка, человек, поместил во внутрь волка человека. Так появилась собака...
Если у вас когда-нибудь была собака, то вы понимаете, что волк не может быть злом. 

Однажды мы делали с ребятами 10 класса постановку, такую, от которой идет мороз по коже. В основе лежало документальное стихотворение нашего регионального автора С. Аксёновой "Танго для волка". Это стихотворение я прочитала еще в начальной школе, и снова меня захлестнуло то самое чувство, что и в детстве, после сказки "Красная Шапочка". 




ТАНГО ДЛЯ ВОЛКА
С. Аксёнова


« Долгое время животноводам досаждал волк. Как ни караулили пастухи телят, а волк всё же
умудрялся нанести урон. Однажды ночью пастухи включили для собственного удовольствия плёнку с записью старинного танго в исполнении духового оркестра.
Одному показалось, что кто-то подпевает в такт. Выключили музыку, так оно и есть!
Совсем неподалёку сидит волк и воет. И настолько увлёкся, что пастухи взяли его, как говорится голыми руками» (Из газеты)


Жесток, непримирим был волчий путь,
Он никогда не знал пути иного,
И невозможно было обмануть
Голодного матёрого и злого.

Но в одинокий и тоскливый вечер,
Под звуки этой музыки тревожной,
В нём просыпались чувства человечьи,
И вечная тоска о невозможном.

Звенело танго в мире под луною,
И в горле закипала звуков медь,
И волк завыл /……/ и было в этом вое
Забытое желание - запеть!

Но вышли люди и взвели курок,
Точны и беспощадны были руки,
И в миг последний волк понять не мог,
Зачем так больно ранят эти звуки?

Он так хотел дослушать до конца,
И ненависть забыть, и месть, и страх….
И удивленье волчьего лица
Застыло в стекленеющих глазах.

Весны стояла зыбкая пора,
Всё набухало зеленью несмело,
А в мире под луною до утра
Убийственная музыка гремела!


И дети, дописали продолжение этого стихотворения.


Ты – браконьер! Охотник – в прошлом.
Сегодня век уже не тот!
Доколе будет продолжаться
Бессмысленный крестовый ход?

Мечом, ружьём, капканом, ямой
Ты оскверняешь общий дом.
Всего лишь выстрел малый самый
Приносит смерть. А что потом?

Ты отнял дом – леса у зверя.
И он пришел туда, где ты
Застройку сделал, уничтожив,
Цветы небесной красоты.

Ты создал уйму мутагенов
И техногенных катастроф.
Играешь ты, тасуя гены,
Так и ответить будь готов!

И кто же зверь здесь? Ты иль волк?
Мы не возьмём сегодня в толк!


Дети танцевали самое странное танго для волка, с которым мы взяли второе место на областном конкурсе почти 10 лет назад. Но в удивительной фразе, выделенной красным кроется важное понимание. Человек, слишком часто ищет виновных во вне, а не внутри себя. Слишком часто человек думает, что чудовища живут за пределами его личности, а на самом деле ничего не приходит извне, все приходит изнутри.

Во многом, быть человеком, означает - брать ответственность за свою жизнь и свои поступки.

Другие сюжетные иллюстрации на можно найти странице МОЕ СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗАНИЕ.

20 комментариев:

  1. Сколько глубины и философии! Очень понравились стихи, и те что дописаны детьми.... Оля, ты молодец, что не только сама имеешь нестандартное видение, но и учишь мыслить детей, рассуждать, ставить себя на другое место, взвешивать! Иллюстрация как всегда супер!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня!
      Стихи детей стали частью сценария. Когда были высказаны последние строчки, в зале стояла мертвая тишина... А потом зал взорвался аплодисментами.
      Очень надеюсь, что сердца моих учеников стали чуть милосерднее.

      Удалить
  2. Оля... даже и не знаю что сказать.. ком в горле. Спасибо! "Ведьм" скачала, читаю по чуть, наслаждаюсь. да просто подолгу не удается почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Марина!
      Я очень рада, что читаете Пратчетта.

      Удалить
  3. После такого, обязательно должны стать души теплее, а сердца милосерднее...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна!
      Милосердие к животным, связано с милосердием к людям.
      Есть прямая зависимость: если человек жесток с животными, то он жесток и с людьми.

      Удалить
  4. Оля, последние твои строки просто меня порвали! Сижу, а слёзы текут и текут! Никогда так не смотрела на волков...есть над чем подумать... Спасибо огромное!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      У вас дома живут очеловеченные волки, и неудивительно, что вы чувствуете это еще глубже, еще ближе.

      Удалить
  5. Оля, как всегда, интересно и трогает за душу! Согласна, что чудовища внутри человека.. Хотим изменить Мир, но редко прилагаем усилия, чтобы изменить себя))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оксана!
      Вот уж воистину: хочешь изменить мир - измени себя.

      Удалить
  6. Оля, какой глубокий пост, мысли... Я никогда на "Красную шапочку" так не смотрела, однако, часто задавалась вопросом о жестокости английских сказок. Волк... для многих это создание не однозначно. Но мне близко твоё мнение. Помню, как у Светланы Горячевой в блоге прочитала про волка и даже расстроилась, когда поняла, что в мифах и сказках он - символ зла... Про собак, с их глазами, пониманием, верностью и преданностью такого никак не скажешь, а связь между волком и собакой действительно такая древняя... Человек - вот истинный хищник, но обладающими всеми потенциальными возможности, чтобы быть при этом мудрым...
    Оля, иллюстрация получилась отличная! :) И ведь уже девять эпизодов!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катя!
      Красная Шапочка - сказка европейская, и именно в Европе уже с 16 века активно сводились леса, выбивались кабаны, олени. Человек отбирал у волка его добычу, поэтому волки были вынуждены искать пропитание там, где оно было: охотиться на овец, и на человека, если он был одиноким путником. Волк был конкурентом человеку. В этой войне численность хищников очень сократилась. На некоторых территориях их вообще не стало. И сейчас волки переселились из лесов на свалку, поскольку там живут крысы, а это еда.

      В отличие от зверя человек имеет свободу выбора. И выбор предполагает ответственность. И да, очень важно, чтобы выбор был мудрым и взвешенным.

      А иллюстрации еще есть))) А может даже еще сделаю, когда пойду в отпуск.

      Удалить
  7. за Пратчетта вам, конечно, +

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Ольга! Сразу вспомнила книги, в которые влюбилась в детстве: "Не кричи: Волки" и К. Лоренца. А "Танго для волка" очень впечатлило! Так глубоко и философски, молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина! Конрад Лоренц мне тоже нравится.

      Удалить
  9. Ольга, какое стихотворение... пронзает до глубины души! Сохраню его, потому что пока Даше боюсь читать, расстроится. Кстати этому стихотворению очень созвучна книга Глаз волка, я о ней недавно писала. Вот прямо в том же стиле и с той же мыслью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария!
      Да, стихотворение очень эмоциональное. Когда его прочитала впервые в начальной школе, я плакала. "Глаз волка" не читала, спасибо, за рекомендации.

      Удалить
  10. Оля, я впечатлена! детское стихотворение просто потрясающее! я бы ваши здоровские иллюстрации использовала в театре теней

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Алёна! Дети очень прониклись стихотворением.
      Признаться, о теневом театре я тоже подумывала))) Возможно, это будет следующим моим шагом в развитии силуэтного вырезания.

      Удалить