ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 9 марта 2015 г.

ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 8: ОПРЕДЕЛЯЕМ ДРЕВЕСНЫЕ РАСТЕНИЯ

Здравствуйте, друзья!

Сегодня я завершаю цикл статей посвященных веточкам, собранным 28 января на ЗИМНЕЙ ЭКСКУРСИИ. Мы прошли с вами месячный  мини-курс погружения в  некоторые понятия ботанической науки. И теперь можем приступить к установлению родовой и видовой принадлежности наших собранных образцов.



Принцип биологического определителя основан на дихотомии. Принцип был популяризирован отцом науки систематики Карлом Линнеем. Это он ввел для каждого живого существа родово-видовое название, а попросту - фамилию и имя на латинском языке. Научно это называется бинарная номенклатура. Теперь каждое существо имеет свое описание и название. Многие виды  были описаны и названы, именно, Карлом Линнеем. Например, с его легкой руки мы стали называться видом Homo sapiens - человек разумный.

Правила работы с определителем биологических объектов

1. Таблицы определителей построены по дихотомическому принципу: содержат  тезу и антитезу, которые описывают противоположные (взаимоисключающие) признаки объекта.


2. Теза имеет порядковый номер,  содержит набор определённых признаков объекта. Антитеза сопровождает тезу, пишется под ней, чаще всего обозначается нулём или знаком тире. В антитезе будут указаны признаки противоположные тезе.

Например:
1. Венчики желтые……………………………………………2
0. Венчики белые………………………………………...…….4

В примере теза расположена под цифрой 1, а антитеза под ней пронумерована «0». Взаимоисключающий признак – цвет венчика.

При определении вы должны прочесть и тезу и антитезу. Важно установить и рассмотреть признаки, по которым расходятся теза и антитеза: от этого зависит успех определения.

3. В конце тезы и антитезы указан номер следующей ступени (2 и 4). Если у определяемого растения венчик белый, то вы отправитесь на тезу № 4, а если желтый, то  - на № 2.


4.  Определение идет до указанной систематической категории: семейства, вида или рода. Все ступени определения последовательно записываются. (например, 1-2-5-0-9).


Попробуем применить на практике на данном растении:

Определяемое растение семейства крестоцветных


Карточка для определения цветущих осенью растений из семейства крестоцветных
1. Цветки желтые…………………………………………………2
0. Цветки белые…………………………………………………....4

2. Плод – стручок без поперечных перетяжек, раскрывающийся вдоль двумя створками……………………3
0. Стручок чётковидный, с перетяжками. Разламывается поперёк по перетяжкам – ………………………редька дикая

3.
Листья цельные, ланцетные. Стручки четырёхгранные. Каждая створка с одной жилкой……желтушник левкойный
0. Листья перистораздельные. Стручки шиловидные, прижатые к цветоносу, каждая створка стручка с тремя продольными жилками –………………гулявник лекарственный

4.
Растение серо-зеленое от покрывающих его волосков. Стручочки овальные, двунадрезанные - …….икотник серый
0. Растение ярко-зеленое. Лепестки цельные…………………5
5. Стручочки треугольные - …………………пастушья сумка
0. Стручочки овальные или округлые, с широкой каймой по краю…………………ярутка полевая

Пока не буду открывать видовую принадлежность этого образца. Раскрою название в комментариях.

Чтобы разобраться в признаках определения видовой принадлежности ветвей, необходимо учитывать множество признаков: форма почек, размер, количество почечных чешуй, расположение почек на стебле, количество верхушечных почек, есть ли у почки ножка, заглубленная ли она, или находится на листовой подушке. А еще нужно обратить внимание на сам побег: есть ли опушение, выросты и колючки, восковой налет, цвет коры и текстура, тип сердцевины. 


Неплохой минимизированный определитель представил Б.М. КАПЛАН. Если вы пройдете по ссылке, то увидите список рекомендуемой литературы в установлении листопадных растений в зимний период.

Есть очень интересный сайт Экосистема.ру, где при желании можно приобрести электронные и бумажные версии определителей, среди которых есть и ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ древесных растений зимой. По данной ссылке можно посмотреть описания и фотографии веточек. Но это просто перечень, без дихотомического принципа определителя. Страница несколько долго грузится, но подождать стоит. 

А теперь вернемся к изменениям которые произошли на пятой неделе после сбора веток на моем окне.
Очень трогательно выпускает свои сложные листья робиния псевдоакациевая. Продолжают проклёвываться новые почки.


Робиния псевдоакациевая на 5 неделе после сбора
У катальпы листья значительно увеличились в размерах. появляются новые зеленые бугорки почек, что были заглублены в коре. И катальпа и робиния неплохо себя чувствуют в условиях сухости комнаты.


Катальпа, четвертая неделя
И липа, наконец-то освобождается от плена почечных чешуек.

Веточки еще какое-то время будут радовать своим присутствием, но рано или поздно, к превеликому сожалению, усохнут. Потому что как птице нужно небо, зверю лес, так и ветке нужно дерево с корнями, уходящими в почву. Мы не можем создать оптимальных условий для длительного поддержания жизни ветки. Потому как дерево дает ветке не только воду и минералы, но и снабжает регуляторными веществами - растительными гормонами.

Когда эти ветки были собраны, стояла глубокая зима, и почти все ветки находились под действием периода покоя. Сахарный раствор обманул их и заставил распускаться раньше срока. Всех обманул, кроме липы. Она соизволила распечатать чешуйки только в конце четвертой недели. Значит, для липы прерывание периода покоя определяется комплексом факторов, среди которых сокодвижение - не основной. Возможно, что решающим элементом будет длина светового дня.


Липа на пятой неделе после сбора
Если вы захотите взять веточки домой сейчас, то сахарный раствор вам не потребуется. Поскольку период покоя в начале марта у деревьев физиологически заканчивается, и ветки можно ставить просто в воду. Чем ближе к весне вы будете брать веточки, тем быстрее будут трогаться в рост почки.
Желаю вам удачи в ваших натуралистических наблюдениях. Надеюсь они станут теми моментами вашей жизни, в которые  окрашивается счастье. 

ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 2: СБОРЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 3: ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СРЕЗАННЫМИ ВЕТКАМИ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 4: ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 5: ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 6: ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 7: ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

17 комментариев:

  1. Для малышей в детском саду распускающиеся листочки в группе- такой большое чудо!) Теперь буду знать, что рассказывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, я очень рада, что информация оказалась полезной. Может даже в ПЕСОЧНИЦЕ окажусь с этими постами))))

      Удалить
  2. Очень полезные советы, уверена, молодые исследователи все сделают правильно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо. Надеюсь, что многим пригодится этот цикл постов.

      Удалить
  3. Стало жалко наших героев... :*) Может, их можно как нибудь в почву посадить?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Женя, их жаль. В почве имеет шанс укорениться только ива. И то не всегда такое случается. Но у нас к сынком в свое время получилось 10 лет назад. Сейчас это уже хорошенький такой кустик у воды.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Большое спасибо за высокую оценку.

      Удалить
    2. Ольга Александровна, здравствуйте! Не сильна я в определении растений... Спасибо Вам, учусь постоянно!
      Недавно нам рассказывали про интересное растение, его даже люди ели для похудения, сфотографировала, а название забыла, просто на фото любуюсь))))

      Удалить
    3. Лилия Павловна, рада вас видеть!
      Искусство определения хоть и сложное, но постижимое. Главное, чтобы определитель был хороший.
      Ну а фото того растения может покажите как-нибудь, может опознаю)))

      Удалить
  5. Очень тёплые у меня чувства к именно этой серии постов - вместе зимовали, мы узнавали новое благодаря тебе, Оля. Спасибо! И теперь жду продолжения этого увлекательного путешествия в биологию, помогающего найти и себя).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо! Вы с Лёвой для меня очень дорогие сердцу читатели. Постараюсь и дальше писать в своем стиле.

      Удалить
    2. Оля, спасибо тебе большое!!)

      Удалить
  6. Красота! Липа, прямо скажем, удивила).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Аня! Для меня это тоже стало открытием.

      Удалить
  7. Спасибо за теорию об определителях - часто хочется что-то найти, но пугалась сложностей. А, оказывается, все просто - некому объяснить было :)
    С удовольствием читаю ваши посты - я как математик довольно далека от биологии как науки, даже не представляла себе, что это целый мир!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Да, биология это целый мир, в котором, что не изучай, в итоге получится, что изучаешь себя)))

      На самом деле в определении сложного ничего нет, просто нужно знать базовый уровень ботаники. А в хороших определителях дают таблицы подсказок с картинками, классификаций листьев, стеблей, плодов. поэтому все становится проще в разы. Надо искать именно такие, с подсказками.

      Удалить