Здравствуйте, друзья!
Сегодня Вас ждет продолжение темы о ФЕНОФАЗАХ и подарок от фей.
Существует международная система условных обозначений, и авторские, например, у Алёхина, Драховской. Однако, ни одна из них не охватывает все фенологические подфазы развития растений. Поэтому, я решила объединить эти обозначения в единую систему, добавив шифровку "сокодвижения растений" от себя. И придумала авторскую игру по мотивам работы с символами.
Начать знакомство с символами можно с системы обозначений фенофаз по Алёхину. Они самые простые. И для малышей подходят наилучшим образом. Дети легко освоятся с применением пяти карточек (период покоя, появление листьев, зацветание, созревание плодов, пожелтение листьев). А для ребят постарше, игра усложнится разбивкой на более детальные фенологические периоды.
Также хочу познакомить Вас с удобным способом работы с годичным циклом в виде круговых диаграмм. Этот принцип встречается в ранних версиях книг по фенологии. Вероятно, от него отказались позже в пользу развертки в таблицу, ведь круговые схемы чертились от руки, и их было неудобно править.
Но для визуала, очень нагляден и удобен данный формат, позволяет увидеть картину целиком. Рекомендую использовать такую форму работы с обобщением информации в дневнике.
К тому же, формат позволяет ребенку осваивать такой инструмент как циркуль. Циклограмму можно усовершенствовать, если сделать кольца пошире, можно вписывать еще и точную дату фенофазы. Естественно, что растения для наблюдения можно взять и другие.
ИГРА С ФЕЕЧКАМИ В ФЕНОФАЗЫ РАСТЕНИЙ
Цель: изучение фенофаз растений.
Это пособие подойдет для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Игра способствует развитию памяти, внимания, аналитической деятельности, соотнесению символа, описания и образа в природе, развитию логического мышления, наблюдательности, развитию словесного запаса, ловкости рук (моторике) при оперировании карточками.
Сами символы, рекомендуются мною к использованию при записях в дневнике наблюдений. Для детей постарше - это напоминает игру в шифры. Эти символы можно использовать для биологических квестов на прогулках. Пользование символами в дневнике позволяет погружаться ребенку в мир натуралиста профессионала.
Для удобства использования, фенофазы можно разделить на две группы - роста (почки, листья) и цветения (цветок, соцветие), созревания (плоды ). Вторую группу я разбила на две составляющие цветы и плоды.
Целесообразно расположить фенофазы на листах различных цветов - зеленого, оранжевого и желтого, соответственно. Цветовое деление поможет ребенку выстраивать логические ряды развития фаз. В период средней весны, вам в основном понадобится зеленый набор, во время поздней весны - все три. Лучше взять бумагу с высокой плотностью.
Карточки нужно будет разрезать и укрепить скотчем или ламинированием. Феечки воспользовались пленкой для ламинирования и утюгом.
Дыроколом были сделаны отверстия, и продернута веревочка. Получились подвесные карточки размером 8,5 на 5,5 см. На карточке отражена следующая информация: символ фенофазы, название, и краткое описание.
Для школьников, можно на обратной стороне карточек до ламинирования нарисовать только символ. Это даст возможность проверить правильность в запоминании обозначений фенофаз.
Набор по изучению фенофаз в природе готов, теперь можно отправляться на прогулку и исследовать. Если в походе участвует несколько малышей, то карточки можно разделить между ними. Возьмите с собой феечек, пусть они подсказывают правильность использования карточек. Для изучения фенофаз растений, нужно останавливаться последовательно у одного из растений и обсуждать какие фазы в развитии мы видим.
Например, если мы отправимся на наблюдения ранней весной к березе, то мы воспользуемся только зеленым набором карт. Мы отметим на стволе капельки сока (поместим на березу карту "Сокодвижение"), заметим, что почки не набухли, у них не появились просветы между чешуями (карта "Зимний покой"). А быть может уже сокодвижение заканчивается, и у почки появился зеленый конус (карта "Проклевывание почек"), а береза начала цветение (карта "Начало цветения")? Тогда нам пригодится и оранжевый набор.
Наборы карт можно использовать и дома, при изучении развития комнатных растений или если вы решили изучать РАЗВИТИЕ ВЕТКИ В ВОДЕ. Например, феечки с помощью карт фенофаз растений изучали комнатный перец. На нем можно отследить многие фенофазы. Этот перец растет у меня уже три года, безо всякой пересадки. Он является частью ПРЯНОГО САДА на подоконнике.
Перец оказался очень удобной моделью, на которой можно показать и раскрывающиеся почки, и фотосинтезирующие листья, усыхающие листья, а также бутоны, цветки, отцветающие цветы, зеленые плоды, плоды прошлого года.
А вот Вам и ребенку исследовательская задачка от феечек. Почему же, мы смогли увидеть все фазы вместе на комнатном перце? Ведь правильно, когда они последовательно сменяют друг друга?
Когда вы порассуждаете с ребенком на эту тему, можно перейти к составлению последовательного ряда развития фенофаз. От фазы зимнего покоя к сокодвижению, раскрыванию почек, появлению листьев, бутонов, цветению, отцветанию и завязыванию плодов, к созреванию, распространению семян, пожелтению листьев и опадению их, отмиранию.
Это цикл жизни, которое растение сделает за год, например, яблоня. Если у вас есть игровые пособия в виде дерева, которое преображается в зависимости от сезона года, то подключайте его тоже к процессу. Будет хорошо, если изучение фенофаз будет комплексным.
У некоторых растений все фенофазы уместятся в короткий период, а большую часть года они будут находится в фазе покоя. Это характерно для эфемероидов - группы подснежников, рано цветущих растений.
Для моих постоянных читателей феечки подарят электронный вариант фенофаз растений для личного пользования. Чтобы получить подарок, расскажите о блоге "Магия биологии" в соцсетях и напишите мне на почту oaastra@gmail.com. И я с удовольствием вышлю вам файл с 23 картами.
Начало цикла читайте по ссылке:
ФЕНОЛОГИЯ С ФЕЕЧКАМИ
Хороших Вам игр!
Сегодня Вас ждет продолжение темы о ФЕНОФАЗАХ и подарок от фей.
Существует международная система условных обозначений, и авторские, например, у Алёхина, Драховской. Однако, ни одна из них не охватывает все фенологические подфазы развития растений. Поэтому, я решила объединить эти обозначения в единую систему, добавив шифровку "сокодвижения растений" от себя. И придумала авторскую игру по мотивам работы с символами.
Начать знакомство с символами можно с системы обозначений фенофаз по Алёхину. Они самые простые. И для малышей подходят наилучшим образом. Дети легко освоятся с применением пяти карточек (период покоя, появление листьев, зацветание, созревание плодов, пожелтение листьев). А для ребят постарше, игра усложнится разбивкой на более детальные фенологические периоды.
Также хочу познакомить Вас с удобным способом работы с годичным циклом в виде круговых диаграмм. Этот принцип встречается в ранних версиях книг по фенологии. Вероятно, от него отказались позже в пользу развертки в таблицу, ведь круговые схемы чертились от руки, и их было неудобно править.
Но для визуала, очень нагляден и удобен данный формат, позволяет увидеть картину целиком. Рекомендую использовать такую форму работы с обобщением информации в дневнике.
К тому же, формат позволяет ребенку осваивать такой инструмент как циркуль. Циклограмму можно усовершенствовать, если сделать кольца пошире, можно вписывать еще и точную дату фенофазы. Естественно, что растения для наблюдения можно взять и другие.
Схема годового цикла жизни травянистых растений средней полосы России, обозначения по Алёхину (Преображенский С.М. , Галахов Н.Н. Фенологические наблюдения. - М.- 1948) |
ИГРА С ФЕЕЧКАМИ В ФЕНОФАЗЫ РАСТЕНИЙ
Цель: изучение фенофаз растений.
Это пособие подойдет для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. Игра способствует развитию памяти, внимания, аналитической деятельности, соотнесению символа, описания и образа в природе, развитию логического мышления, наблюдательности, развитию словесного запаса, ловкости рук (моторике) при оперировании карточками.
Сами символы, рекомендуются мною к использованию при записях в дневнике наблюдений. Для детей постарше - это напоминает игру в шифры. Эти символы можно использовать для биологических квестов на прогулках. Пользование символами в дневнике позволяет погружаться ребенку в мир натуралиста профессионала.
Для удобства использования, фенофазы можно разделить на две группы - роста (почки, листья) и цветения (цветок, соцветие), созревания (плоды ). Вторую группу я разбила на две составляющие цветы и плоды.
Целесообразно расположить фенофазы на листах различных цветов - зеленого, оранжевого и желтого, соответственно. Цветовое деление поможет ребенку выстраивать логические ряды развития фаз. В период средней весны, вам в основном понадобится зеленый набор, во время поздней весны - все три. Лучше взять бумагу с высокой плотностью.
Дыроколом были сделаны отверстия, и продернута веревочка. Получились подвесные карточки размером 8,5 на 5,5 см. На карточке отражена следующая информация: символ фенофазы, название, и краткое описание.
Веревочки можно сделать покороче, у меня они получились длинноватые |
Набор по изучению фенофаз в природе готов, теперь можно отправляться на прогулку и исследовать. Если в походе участвует несколько малышей, то карточки можно разделить между ними. Возьмите с собой феечек, пусть они подсказывают правильность использования карточек. Для изучения фенофаз растений, нужно останавливаться последовательно у одного из растений и обсуждать какие фазы в развитии мы видим.
Например, если мы отправимся на наблюдения ранней весной к березе, то мы воспользуемся только зеленым набором карт. Мы отметим на стволе капельки сока (поместим на березу карту "Сокодвижение"), заметим, что почки не набухли, у них не появились просветы между чешуями (карта "Зимний покой"). А быть может уже сокодвижение заканчивается, и у почки появился зеленый конус (карта "Проклевывание почек"), а береза начала цветение (карта "Начало цветения")? Тогда нам пригодится и оранжевый набор.
Наборы карт можно использовать и дома, при изучении развития комнатных растений или если вы решили изучать РАЗВИТИЕ ВЕТКИ В ВОДЕ. Например, феечки с помощью карт фенофаз растений изучали комнатный перец. На нем можно отследить многие фенофазы. Этот перец растет у меня уже три года, безо всякой пересадки. Он является частью ПРЯНОГО САДА на подоконнике.
Перец оказался очень удобной моделью, на которой можно показать и раскрывающиеся почки, и фотосинтезирующие листья, усыхающие листья, а также бутоны, цветки, отцветающие цветы, зеленые плоды, плоды прошлого года.
А вот Вам и ребенку исследовательская задачка от феечек. Почему же, мы смогли увидеть все фазы вместе на комнатном перце? Ведь правильно, когда они последовательно сменяют друг друга?
Когда вы порассуждаете с ребенком на эту тему, можно перейти к составлению последовательного ряда развития фенофаз. От фазы зимнего покоя к сокодвижению, раскрыванию почек, появлению листьев, бутонов, цветению, отцветанию и завязыванию плодов, к созреванию, распространению семян, пожелтению листьев и опадению их, отмиранию.
Это цикл жизни, которое растение сделает за год, например, яблоня. Если у вас есть игровые пособия в виде дерева, которое преображается в зависимости от сезона года, то подключайте его тоже к процессу. Будет хорошо, если изучение фенофаз будет комплексным.
У некоторых растений все фенофазы уместятся в короткий период, а большую часть года они будут находится в фазе покоя. Это характерно для эфемероидов - группы подснежников, рано цветущих растений.
Для моих постоянных читателей феечки подарят электронный вариант фенофаз растений для личного пользования. Чтобы получить подарок, расскажите о блоге "Магия биологии" в соцсетях и напишите мне на почту oaastra@gmail.com. И я с удовольствием вышлю вам файл с 23 картами.
Начало цикла читайте по ссылке:
ФЕНОЛОГИЯ С ФЕЕЧКАМИ
Хороших Вам игр!
Желаю Вам радости открытий!
Ага, знаю, что перец удобная модель. Поэтому, когда сын сказал, что на каникулах нужно посадить какие- нибудь семена, а потом прнести в школу, сразу подумала о перце - горьком чили. Рылась-рылась в столе... Поняла, что выбросила... Нашла семена, купленного перца еще в 2011 году в Китае, посадили, уже третий день пошел, а нет всходов... Наверное, усохли? Или стоит подождать?
ОтветитьУдалитьСпасибо, Жанна, за вопрос.
УдалитьПерец всхожесть имеет небольшую изначально 20-30 %, и она у него очень быстро теряется. Уже через 2-3 года до 2-3%. И всходить может он довольно долго до трех недель. У меня острый перец дал всего один росток из 12 семян, которые были в пакете, и они были прошлогодними.
Может китайцы чем-нибудь обрабатывали семена, и они могут взойти. Посадите их. Может что-то и вырастет. Но лучше подстраховаться и купить новые семена.
Оля, спасибо за ответ. В понедельник Андрею в школу... Переживает, что ничего не всходит. Говорю, отнеси в школу, там и будете наблюдать, вдруг, все-таки взойдет что-нибудь. Я сама нетерпеливая, подрыла немного, вроде бы семена распухли.
УдалитьНадежда есть всегда. А идея отнести в школу - что надо! Главное, что ребенок старался, посадил семена.
УдалитьСхема жизни растений по Алехину очень наглядна, а Ваша игра, Оля, для малышей обеспечивает хорошую зрительную опору в познании развития природы - спасибо, что поделились!)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Анатольевна!
УдалитьЯ надеюсь игра в натуралиста будет очень увлекательной для ребят. Навык классификации, обобщения и фиксации материала опять же развивается.
Оля!!! Это невероятно!!! Гениальная методика!!! В мире есть вообще человек, который подает биологию так, как ты?.. Уверена что нет! Предлагаю выходить на мировой уровень и переводить твои материалы минимум на английский язык!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Женя!
УдалитьТвой комментарий вдохновляет. Надеюсь, когда Мартын подрастет, игра ему пригодится.
Оля! Ты - гениальный учитель! Очень понравилось и безумно интересно! Благодарю за науку и участие в галерее!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила! Буду рада, если захотите поиграть в игру.
УдалитьОля, спасибо! Так наблюдать пока нам сложно - нет устойчивого интереса. Только краткосрочный проект с огородом пока. Сейчас готовлюсь именно к пряному садику (кстати, с феями :) ) - посмотрю, может, будет положено начало. :) Однако, конечно, надо ещё раз самой всё внимательно прочитать, подготовиться и организоваться. Организованная мама - организованный малыш! Спасибо за науку!
ОтветитьУдалитьКатя, конечно, надо подстраиваться под интерес ребенка. И краткосрочный проект - дело хорошее. Даже если будут использоваться лишь элементы - это уже здорово. А я помню огород на твоем подоконнике в прошлом году. Настоящий сказочный мир!
УдалитьОля, вот оно, что нам нужно! Очень нужно))))))) Спасибо большое! Пишу на почту)))
ОтветитьУдалитьАня, карточки уже на почте))) Надеюсь, что они тебе пригодятся и для шифровок в твоих игровых квестах.
Удалить