ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

суббота, 7 июля 2018 г.

НАБЛЮДЕНИЯ ЮННАТОВ В ЗАПАДНО-АЛТАЙСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

Здравствуйте, друзья!
Продолжаю рассказывать о наших приключениях в Западно-Алтайский заповеднике. Это была настоящая научная экспедиция. Наши юннаты занимались сбором материала для своего исследовательского проекта. 


на пруду с сачком исследования


Научная работа юннатов в заповеднике

Экологический лагерь подразумевал под собою научную работу. Все по-взрослому, по-настоящему. Все ребята разработали, под руководством своих наставников, программы исследований, ознакомились с методиками изучения, приготовили научный инвентарь задолго до поездки. 
Освоили научную терминологию. Любрикофауна, малакофауна, ортоптерофауна - слова, которые вызовут у несведущих людей недоумение, но только не у наших юннатов!

Походная группа отправилась в тундряной пояс высокогорья. Мы с девочками остались у подножия хребта Холзуна. Моя троица юннатов изучала беспозвоночных - дождевых червей, сухопутных моллюсков и прямокрылых насекомых. Еще одна тема у девочки под руководством нашего директора Цыганова А.П. - была связана с птицами водных ландшафтов. Самое замечательное в этой экспедиции было то, что ребята взаимно прониклись исследованиями друг друга, и помогали в поиске материала. Освоили, таким образом, в несколько раз больше методик исследований, получили  больше опыта и практики.

изучение дождевых червей

Самая юная исследовательница Даша изучает дождевых червей Казахстанского Алтая. Для сбора материала были пошиты плотные джинсовые мешочки, в которых мы вывезли драгоценную находку, чтобы размножить и внедрить в вермикультуру. А также заняться установлением видового состава люмбрикофауны. Так называют по-научному дождевых червей, обитающих на определенной территории. Для изучения мы выбрали особо охраняемые территории ВКО. Литературных данных по региону нет. 

изучение дождевых червей

Мы здесь первопроходцы. Нужно много копать. Суровая малоснежная зима сократила численность дождевых червей. Они занимают горизонты на 40-50 см глубины. Но Дашу это не останавливает. Мы берем десяток проб в различных местах: у ручья, под валежником, на лугу, на пожарозащитных полосах. И упорство вознаграждается горсточкой небольших, но проворных червячков. Для них мы готовим небольшой прозрачный садок, чтобы наблюдать за жизнедеятельностью.

Настя изучает сухопутных моллюсков. Это очень важные исследования, ведь большинство сухопутных моллюсков  являются промежуточными хозяевами паразитических червей. Зная видовой состав, и изучая улиток на предмет зараженности, мы смогли бы установить природные  резервуары паразитарных очагов. Научно разнообразие сухопутных улиток в регионе называют наземной малакофауной. 

изучение моллюсков сбор

Казалось бы, сырой луг должен изобиловать такими существами. Когда мы поехали в экспедицию, то были уверены, что здесь будет масса материала для сбора. Но нас ждал неприятный сюрприз: моллюсков не было! Пришлось копать. И на глубине 20-30 см мы стали находить отдельные экземпляры катушек. По большей части, только пустые раковинки. Но потом нашли и живые экземпляры. То-то было радости! В итоге весь лагерь подключился к поискам ускользающих моллюсков. Раковины складируются для коллекции, а живые моллюски помещаются в контейнеры с субстратом, для наблюдения за их жизнедеятельностью. 

личинка короеда, усача

Мы искали моллюсков в разрушенной древесине, а нашли любопытного обитателя - личинку жука усача. Увидели также гигантских муравьев древоточцев. Невольно обратили внимание на комплекс ксилофагов. Так называют существ, которые питаются древесиной.

Аня занимается энтомологическими исследованиями, изучает ортоптерофауну - прямокрылых насекомых. А попросту - кузнечиков, саранчу, сверчков, кобылок. Поскольку снег в гоном Алтае сошел лишь месяц назад, все прямокрылые являлись нам в мелкой личиночной стадии. Ведь зимуют они на стадии яйца в земле, на небольшой глубине в особых гнездах - кубышках. И их также было немного. Суровая нынешняя бесснежная зима выморозила существ укрывавшихся в почве. Повезло не всем.  


энтомологические исследования кошение сачком

Мы устанавливали численность методом кошения. Делали 10 взмахов сачка, а затем разбирали улов. Затем вновь повторяли. Пока не набиралось 100 взмахов. Потом шли в другое место и снова косили прямокрылых. В общей сложности, мы провели тысячи кошений. Выяснилось, что плотность прямокрылых составляет 6-10 особей на 100 взмахов. Это очень небольшая численность.


энтомологические исследования - кошение сачком

И кто только к нам в сачок не попадался! И пауки, и мухи, и мотыльки, жуки, гусеницы, но больше всего было клопиков всех мастей. А прямокрылых было совсем немного. Несколько насекомых мы поместили в морилку, заряженную хлороформом, для составления энтомологической коллекции и дальнейшего определения видовой принадлежности. Нас ждал сюрприз саранчуками. Они под действием хлороформа отбросили задние ноги, и покраснели, как вареные раки. Другую часть насекомых (12 штук) мы поместили в садки, чтобы наблюдать за их жизнедеятельностью, линькой, ростом.


ласточкины гнезда
Ласточкин мост через Черную Убу
Варя занималась орнитологическими исследованиями. Она наблюдала за птицами Западно-Алтайского заповедника. Особенно ей повезло с ласточками. Много времени Варя проводила под мостом, где ГОРОДСКИЕ ЛАСТОЧКИ в перекрытиях устроили свои домики. Варя считала сколько раз родители за 20 минут посещают гнезда, кормят птенцов. Сначала ласточки беспокоились, но затем стали относится к ней как к своей. Именно Варе и Анатолию Павловичу принадлежит честь установления нового вида для территории заповедника - черной крачки.


ласточки городские

Мы наблюдали любопытное явление у ласточек, когда они небольшими группками садились на землю, собирая комочки глины и камешки, чтобы достраивать и укреплять гнезда. А также вылавливали насекомых.

Камеральная обработка научных сборов


После сборов,  материалы нужно было обработать. Научно это действие называют камеральной обработкой. Животных нужно было распределить по садкам, создать условия для проживания, обеспечить водой, едой. Какие-то экземпляры зафиксировать в спирте, для дальнейшего исследования. Сделать записи в дневнике исследования, зарисовать. Снабдить объекты этикетками. Определить видовую принадлежность, с помощью определительных таблиц.

камеральная обработка-энтомология


Самой интересной частью оказались энтомологическая камеральная обработка. Неживых насекомых нужно было расправить и наколоть на энтомологические булавки в правильном месте. Потом нужно было сделать подписи на крошечной этикетке простым карандашом. Этот процесс увлек всех юннатов независимо от их темы исследований. 

nablyudeniya-yunnatov-v-zapadno-altajskom-zapovednike-magiya-biologii

Когда с гор спустилась походная группа, она застала наших юннатов за камеральной обработкой. Не снимая рюкзаков с плеч, ребята заинтересовались происходящим, и включились в процесс. С их появлением у нас стало в разы больше сборщиков улиток, прямокрылых и червей. Все хотели помочь друг другу и поучаствовать в интересных исследованиях.

Наши встречи в зоологических загадках


В процессе наших регулярных исследовательских экскурсий мы повстречали различных животных или их следы. Эти находки мы также фиксировали в дневниках наблюдений.


заячьи следы


На глиняной почве дороги мы обнаружили заячьи  и лисьи следы, а также копытца косули. Совсем недавно звери ходили по дороге по своим делам. На одной из пожарозащитных полос, расположенной недалеко от леса, мы обнаружили погадки крупных хищных птиц. Вероятно, неподалеку находится гнездо.

погрызы бобра

В болотистой низине были обнаружены следы работы бобра. Одно бобровое полешко мы забрали с собой. У дома с нами коротали свои дни хомячки. Они таскали кусочки хлеба, которые мы специально для них оставляли в гостинец.
По песням мы установили присутствие перепелок, коньков, чечевиц, соловья. Перепел пел совсем неподалеку от дома, перекрикиваясь с соседями в кустах. Фрагмент песни перепела записан на видео.




шашечница дидима
КРАСНАЯ ШАШЕЧНИЦА ДИДИМА

Но больше всего было встреч с насекомыми. Мелькали бабочки. Но как ведьмак Геральт не причиняет зла драконам, так и я не ловлю БАБОЧЕК. За ними мы только наблюдали. Зимовавшие крапивницы подергивали облезлыми крылышками, носились черно-красные шашечницы, желтушки, начался лет боярышницы, а иногда вспыхивали крылья красавца махаона.

 гнездо осы полиста

У осы полисты кипела работа. Оса основательница ухаживала за первым расплодом. Сейчас самое трудное время для этих интересных и не агрессивных социальных ос. На зимовку уходят только самки основательницы. Первый их выплод немногочисленный. Мы насчитали по 4-5 занятых личинками ячеек. Такие бумажные гнезда встречаются по 2-4 на 100 метров. Причем располагаются они на расстоянии не менее 20 метров, часто по прямой линии.

жук щелкун
Щелкун гребнеусый (Ctenicera pectinicornis)

ЗАГАДКА ПРО ЖУКА ЩЕЛКУНА 
(автор: Астраханцева О.А.)
Стройный небольшой жучок
Издает глухой щелчок –
Со спины выходит «ЧПОК!»
В поразительный прыжок.
Но не только жук – прыгун,
Он еще крутой летун –
«Кобра» высший пилотаж -
Вышел у жука вираж.
Он личинкой непригож
И на проволку похож.
Тот летун и тот прыгун
Называется… (щелкун)


Среди жуков нам повстречались щелкуны с интересными гребенчатыми УСИКАМИ. Такие роскошные усы есть только у самцов. Самки же имеют более скромные пильчатые усы. Первыми с весны появляются самцы, поэтому нам встречались сплошь пышноусые экземпляры. 

гребенчатый усик под микроскопом
Гребенчатый усик щелкуна под микроскопом
Щелкуны получили свое название за звук, с которым они переворачиваются со спины. Если положить щелкуна "на лопатки", он отпрыгнет сантиметров на 20-40 по дуге вверх. Слышится щелчок, который издает вырост переднегруди, входя в ямку среднегруди. Сначала жучок выгибает переднеспинку назад, и вырост выходит из узкой ложбинки. Потом щелкун резко изгибается вперед, и вырост с трудом входит в паз, издавая звук, а жука отбрасывает вверх отдачей.

Усач цветочный, или изменчивый усач ( Brachyta (Evodinus) interrogationis)
Усач цветочный, или изменчивый усач ( Brachyta (Evodinus) interrogationis)
Повстречался нам также и цветочный усач. Хотя усы у него не такие длинные. Развиваются личинки жука на корнях пиона уклоняющегося, жарков, молочая. Сами жуки любят лепестки, пыльцу, реже жуют листья.
ЗАГАДКА ПРО ЖУКА ДОЛГОНОСИКА
(автор: Астраханцева О.А.)
Слон по стебельку ползет,
В джунглях травяных живет.
Шестиножка этот слоник,
Зонтиков большой поклонник.
Хоботом не подкачал,
Только ростом слоник мал –
Сантиметра два всего,
Ну да это ничего.
Кто ответит на вопросик?
Кто же это? … (долгоносик)


Долгоносик ларин чертополоховый (Larinus sturnus)
Долгоносик ларин чертополоховый (Larinus sturnus)
В Западно-Алтайском заповеднике водятся крупные долгоносики, широко распространенные и в других регионах. В коллекцию к нам попали ларин чертополоховый и фрачник обыкновенный. Жуки покрыты желтоватым налетом, который на поверку оказался волосками. Хитиновый покров жука очень плотный, было нелегко наколоть его в коллекцию.

Надкрылья долгоносика под микроскопом
Надкрылья долгоносика под микроскопом

Хоботок - это вытянутая головотрубка, на конце которой находятся грызущие ротовые органы. У самок хоботок длиннее, им она прогрызает дырочку, в которую откладывает яйцо. Обычно и сама самка крупнее.

Голова долгоносика под микроскопом
Голова долгоносика под микроскопом. Видны фасеточные глаза, усики на  головотрубке
Фрачник обыкновенный (Lixus iridis) назван так за счет вершин надкрылий, которые расходятся в разные стороны хвостиками, как фалды на фраке. Фрачники откладывают яйца в стебли зонтичных растений, где и происходит развитие личинок, поэтому долгоносика называют еще стеблеедом. 
В условиях Западно-Алтайского заповедника мы собрали фрачников на борщевике. Это интересный факт с точки зрения борьбы с этим растением. Головотрубка самки не только длиннее, но заметно темней по сравнению с носом самца. Возможно, это фактор защиты от действия фотосенсибилизирующего сока борщевика. Интересно, можно ли использовать подобный пигмент на благо человека, чтобы нейтрализовать действие борщевика на кожу?

Фрачник обыкновенный (Lixus iridis)
Фрачник обыкновенный (Lixus iridis). Фото из личного архива Лукьянца Ю.Г. 
Долгоносиков Cyrtobagous salviniae используют как биологический метод борьбы с интродуцированным водяным папоротником, который буквально душит водоемы. А в Алабаме хлопковому долгоносику есть памятник. Богиня плодородия Цирцея держит в руках гигантского долгоносика, подняв его над головой. Когда-то в Алабаме выращивали хлопок, но в конце 19 века пришла напасть из Мексики - хлопковый долгоносик, который уничтожил весь урожай. Тогда фермеры стали сеять арахис, это принесло прибыль в десятки раз выше. Регион разбогател. Поэтому бизнесмены скинулись на памятник вредителю. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

головастики


ЗАГАДКА ПРО ГОЛОВАСТИКОВ
(автор: Астраханцева О.А.)
Что за рыбки под водой
С очень крупной головой?
Присмотрелись мы немножко –
Есть у этих рыбок ножки!
Караул! Мутанты в луже!
Скоро выбегут на сушу!
Нам сценарий для ужастика.
Подсказали … (головастики)



Интересные находки сделаны были у водоема. Мы нашли головастиков остромордой лягушки. В ручье к нам в ведро иногда попадали головастики обыкновенной жабы.
Находка так заинтересовала ребят, что когда они подыскивали название команде, ими было выбрано "УЧЕНЫЕ ГОЛОВАСТИКИ!", и придуман соответствующий девиз. 

личинка плавунца жука

На головастиков охотились странные существа, которых дети приняли за пиявок, но когда мы поймали их, и рассмотрели, оказалось, что это хищная личинка жука плавунца. У него огромные челюсти, которыми он запросто разделывается и с головастиками, и с рыбками. Поэтому в рыбных хозяйствах жук считается вредителем.
Но ребята зря расстроились. Пиявок мы тоже обнаружили. Но они были совсем небольшие.

nablyudeniya-yunnatov-v-zapadno-altajskom-zapovednike-magiya-biologii
Продолжение следует...

Если Вам понравилось, поделитесь постом в социальных сетях. Поддержите "Магию биологии", рассказав о ней юным натуралистам и любителям природы. Желаю радости открытий!





   

Яндекс.Метрика

22 комментария:

  1. Ольга, очень интересный пост!

    Мальчики - в полях, девочки - на камералке ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена!
      Да, так вышло, что все мальчики поднимались на высоту. И еще Анеля - хорошая девочка Я тоже полезу в следующем году))) По крайней мере, очень на это надеюсь.

      Удалить
  2. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Я с огромным интересом прочитала Ваш рассказ. Действительно, в каждом слове для меня "магия". Вы так просто используете терминологию, что точно Вам пора уже и книгу написАть. Детскую. Ведь язык Ваш завораживает.
    Ну а меня ещё удивило, с какой настойчивостью ребята выполняли задания: настоящие учёные, проводящие научные эксперименты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо на добром слове Вам.
      В упорстве наших детей нет ничего необычного. В экспедицию мы можем взять ограниченное количество ребят, которые посещают наши кружки (максимум 12-13 человек из 300-400 юннатов). Едут только самые увлеченные наукой, только те, кто пишет проекты. И конечно, мы стараемся сделать наши исследования настоящим приключением. А в ребячьей среде пытаемся создать атмосферу принятия и взаимопомощи.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Александровна! Знали бы Вы, как я мечтаю пройтись по лесу/полю/степи/тундре и т.п. таким человеком, как Вы! Мы всей семьей, когда в лес выбираемся, разглядываем насекомые и растения, вот только не знаем практически ничего. Именно так и должна изучаться биология: в наблюдении! Вот бы так было в школе!
    Спасибо большое, как всегда узнала много нового для себя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Спасибо за отзыв.Думаю выходом являются атласы живой природы. сейчас многое можно найти электронных изданий. их можно грузить на телефон и пользоваться. Либо потом определять по фотографиям и зарисовкам. Я так и делаю сама. Каждый раз мне встречаются незнакомые растения,насекомые, которых я определяю, и постоянно нахожусь в режиме самообразования.

      К сожалению, в школе биология уже давно стала исключительно тестовой. На практику не даются часы, нет оборудования. Да и чтобы подготовить хорошего биолога нужно очень много часов полевых практик, и хороший наставник. + собственный фанатизм.
      В полевых условиях очень трудно контролировать класс, очень высока вероятность несчастных случаев. Один педагог не может качественно уследить за 25 детьми на экскурсии. Максимум - 10 человек. Но никто не создаст таких условий для биолога))) Поэтому в школе биология будет только кабинетной. И какая-то практика возможна лишь в режиме факультатива. Это была одна из причин, почему я ушла из школы. Я - практик, экспедитор, координатор, наставник и натуралист - все это было в школе невостребованным.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Александровна!Вот ведь не за всяким насекомым возникает желание наблюдать!)Лично я выбрала бы только бабочек и дождевых червей заодно!
    Ольга Александровна, подскажите. У нас каждый год в балконной плите селятся стрижи. Это одни и те же или кто успел, тот и поселился. Просто собрались обивать осенью плиты и отверстия закроются, а птиц жалко. Ведь будут искать вход весной(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нелли Анатольевна!
      Насекомые, как только их начинаешь узнавать перестают отталкивать. Просто мы о них имеем предвзятое мнение, но они сложнее, чем мы привыкли считать, и интереснее.
      Насчет стрижей. Да, они возвращаются каждый год на места гнездований. Гнездятся они колонией, это означает, что ваш балкон не единственный, где они селятся, и другие балконы тоже используют. Скорее всего это будут те же птицы. Если заделаете балкон, те пары, которые селились у вас будут искать новое место, если вся колония вновь вернется.

      Удалить
  5. Оля, спасибо, прочитала оба обзора и буду ждать продолжения! Как мне важно знать, что так тоже бывает,как у вас, по-настоящему, интересно, увлечённо, внимательно, профессионально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, спасибо!
      Мне нравится такая жизнь в природе и наблюдения за живым. Занятие наукой тоже увлекает. Это какой-то невероятный азарт находить то, что тебе нужно, особенно когда сначала не получается сразу обнаружить. Сродни поиску сокровищ. Захватывающе!

      Удалить
  6. Ольга Александровна, здравствуйте!
    Потрясающе!!! Главное, что это реальная экспедиция, сейчас такое редкость... Обычно так, для показухи...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      Мы в экобиоцентре развиваем совершенно особое направление - научный экологический туризм. Причем, это многолетний проект для детей. Ведь раз попробовав, остановиться невозможно))) У моих детей - это пока первый год исследований, но надеюсь это будет иметь продолжение.

      Удалить
  7. Ольга, как же классно. А ведь,когда и сам питал огромный интерес к биологии. Вот бы такого человека в свое время...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Семен. Да, и в моей жизни в детстве ничего подобного не наблюдалось)))

      Удалить
  8. Замечательные наблюдения в реальных условиях. Класс!!

    ОтветитьУдалить
  9. Ольга Александровна, здравствуйте! Замечательная экспедиция. Всё описано подробно, а уж сколько терминов новых усвоено! Заметила, что экипированы правильно и с удовольствием выполняют свою работу. На лето в школе нам задавили и гербарий подготовить, и коллекцию насекомых. Но как это делать, не рассказывали. С гербарием помогала справиться мама-фармацевт, насекомых было жалко после одного случая. В банке с эфиром, казалось бы, уснул жучок, но когда пришла пора его насаживать, он зашевелился. Зато увлечённо собирала горные породы. Мне бы в детстве в такую экспедицию.Спасибо!
    С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Елена Анатольевна!
      Большое спасибо за отзыв. Я вообще против составления коллекций насекомых школьниками, как обязательного задания на лето. Энтомологические коллекции должны быть научными, с последующим определением экземпляров. Правильно наколотые, оформленные, обработанные. В остальном не вижу смысла их делать. Получается нанесение ущерба природе. Насекомые погибнут зря. Сейчас в эру цифровой съемки лучше давать задания вести фотоохоту. Я давала в школе именно такие задания. Потом смотрели все вместе подборки на первом уроке. Гербарий тоже должен быть продуман. Например, чтобы дети собирали типы листьев в коллекцию. Или сбор семян по их типу распространения.

      Удалить
  10. И я хочу научный экологический туризм!!! С таким вот практиком, координатором, наставником...😊 и забраться на гору, да и внизу согласна покопатьсяОля, как здорово!!! Интересно, есть ли в России подобные аналоги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, благодарю!)))
      Думаю подобным образом работают какие-то крупные станции натуралистов в России. У нашей организации есть автобус ПАЗ, на нем мы своих юннатов вывозим, договариваемся с заповедниками о въезде. Проводим областные НПК школьников и педагогов. У на действительно, центр экологического образования.

      Удалить
  11. Оля, огромное спасибо! Как же это здОрово, такие экспедиции! Эх, где мои 12 лет? Это было бы просто сказочным приключением! Ну, впрочем, мне грех жаловаться, я в то время отработала 5 археологических экспедиций, так что и в поле, и обработка, и описи... Как это было классно!

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, Марина!
    Вот так и открываются интересные факты биографии))) А что были это за археологические раскопки?

    ОтветитьУдалить