ЕСЛИ ПОСТ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

понедельник, 25 мая 2020 г.

О ВАЖНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА АВТОРСКИХ КУРСАХ

Здравствуйте, друзья!
С 25 мая! Это день, когда официально заканчивается учебный год, и начинаются летние каникулы у детей. Ура! Этот пост будет педагогическим.
Знаете, чем занимаются учителя, когда дети заканчивают учиться? Они пишут отчеты, самоанализ проделанной работы, который сводится к перечислению сделанного. Как правило, проку от этих бумажек нет. Потому что они не направлены на улучшение качества деятельности, а являются отпиской. Цифры живут своей жизнью на бумаге. 
А в случае спецкурсов и вовсе оценок нет. Не показатель она здесь - оценка. Нужны другие способы измерения и получения обратной связи. Выход для себя вижу в творческих работах. 

Ролик о памятных моментах на уроках

Среди авторских курсов этого года, в моем арсенале - "Логика мышления" для 5, 6, 7 класса. Большой трехгодичный цикл по развитию абстрактно-логического мышления, с опорой на индивидуальный стиль учебной деятельности (ИСУД). "Медицинская паразитология" - 8 класс. "Зоология с основами энтомологии" - 9 и 6 классы. И еще курс "Основы исследовательской деятельности" для 6 классов, который больше не хочу запускать на этой возрастной категории, в чем мне предстоит категорично убедить администрацию.

КУРСЫ-АСТРАХАНЦЕВА-МАГИЯ-БИОЛОГИИ

В этом году мы делали на логике настольные игры с ребятами 7 классав группах. Это завершающий этап трехгодичного курса "Логика мышления". С 6 классами мы разрабатывали проекты в группах по формату "Образовательного коридора". Он сконструирован по принципу КОРИДОРНОГО МУЗЕЯ, о котором ранее рассказывала в блоге. Однако, карантин помешал конечной реализации. Все у нас осталось на уровне защищенной идеи и чернового макета. Но я буду использовать этот подход и далее.

Для своих ребят в подарок делаю обобщающие ролики ярких моментов на уроках за год. Прошлогодний ролик - ЗДЕСЬ
В этом году я чаще забывала о фотоаппарате. Но и классов было больше, кое-что собралось в общий формат. Приглашаю посмотреть.


Дети пишут в ответ, что коллекционируют мои ролики))) Это приятно.


Для меня создание ролика - это возможность поблагодарить ребят за их работу на уроках. Ведь они действительно трудятся. Каждый ребенок, в меру своих возможностей, мотивации, акцентуации, потребностей, выносит из курсов что-то свое. 

Анализ обратной связи

На "дистанте", у меня появилась возможность получить обратную связь от детей в электронном виде. Раньше собирала отзывы на листочках в свободной форме, а в этом году внедрила новый формат для последнего зачетного урока.

После того, как я собрала работы все вместе, получилась многофункциональная штука, с которой начну занятия в следующем году на логике. 

Приглашаю к открытой ТРИЗ-задачке. Посмотрите ролик, и выдвиньте версии по его использованию. 

ПС: Ролик лучше смотреть на компьютере, чтобы были видны надписи. Включила в ролик не все работы, поскольку кое-что не сохранилось по техническим причинам. Когда выдвинете свои версии, тогда продолжайте чтение статьи.


Анализ отзывов учащихся подтвердил несколько изначальных гипотез, которые я хотела протестировать в этом году на курсах. 
  • 1. Гипотеза о том, что игровой метод является предпочитаемым для детей независимо от возрастной категории, подтверждена. И в 5 классе и в 9 классе ребята хотят играть.
  • 2. Гипотеза о том, что дети помнят последние события, ориентируются прежде всего на них, подтверждена. Это стоит учитывать при составлении опросов и подготовке к плановым проверкам. 
  • 3. Гипотеза о том, что создание настольных игр, с заданными параметрами, поможет применить полученные теоретические знания по логике, на практике, подтверждена.
  • 4. Гипотеза о том, что некоторые дети путают понятия "математическая логика", "традиционная логика", "логическое мышление" и "логика", подтверждена. Проецируют понятие математической логики на понимание науки логики в целом. Это объясняется стереотипом мышления, импринтингом. 

обратная связь на курсах

До внедрения курса "Логика мышления", под названием курса "Логики" преподавалась математическая логика математиками. Стереотип импринтинга вылился в некоторое сопротивление от нескольких человек, поскольку их ожидания не совпали с реальностью. Им нужны были только математические задачи, а мы касались разнообразных вопросов, с выходом на мыслительные операции. Поэтому нужно уделить большее внимание структуре понятий в следующем году на 7 классах. Именно, на примере структуры науки логики, разобрать отношения между классами понятий, в диаграммах Эйлера. И развернуть уроки в сторону борьбы с инертностью мышления.

Эта проблема не коснулась пятиклассников. У них не были сформированы искаженные представления о том, что логика бывает только математической. Приятно, что родители пятиклассников тоже дали положительную обратную связь о курсе. Благодаря дистанционному обучению они смогли оценить качество уроков. Это ценно вдвойне.


Однако была одна гипотеза, которая не подтвердилась. Я предполагала, что дети смогут выделить в квадрате №3 новые разделы, которыми я смогу дополнить курс. В основном дети указывали, что им была недостаточной продолжительность определенных тем, которые уже в курсе есть. Хотя были предложения по разработке второй части курса по зоологии, теперь уже зоологии позвоночных, от учеников 9 класса. В следующий раз нужно сделать третий квадрат с другим наполнением вопроса.

Мы, конечно, в этом году не наигрались в БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Конец третьей четверти ушел в карантин, и мы не сыграли в настолки "Как не стать обедом паразиту?", в "Энтомодомино", "Разнообразные паукообразные". Хотя я детям объявила уже, что будем играть в конце третьей и в четвертой четверти. Они ждали. Но увы... Форс-мажорные обстоятельства нас накрыли. И мы почувствовали, насколько важным является чувство завершенности. Возможно, функция отчетов именно в этом. В чувстве завершенности.

Обратная связь, которая превращается... в ТРИЗ-задачу

Таким образом, я двигаюсь в нужном направлении. Остается еще усиливать теорию игрой и перенаправлять ее энергию в практический результат. 
То есть акцентировать опору на кинестетическую модальность, потому что дети хотят ДЕЛАТЬ руками. Поэтому необходимо продумать материально-техническое исполнение этого пункта. 

У меня есть творческая коробка, в которой лежит канцелярия для творчества. Ребята постоянно ею пользуются на уроках. Называют коробку "сундук со сказками". Однако я не могу обеспечить поделочными материалами всех детей на все уроки за свой счет (на минуточку, детей у меня бывает на занятиях 350 человек в неделю, а то и больше). Если просить детей принести материал с собой, то половина учеников непременно забудет. Если соберу с детей материал заранее, то его негде хранить. У меня нет кабинета и я веду кочевой образ жизни по школе. Отсюда и появилась передвижная творческая коробочка. 


Проблема? Противоречие? Нет, это еще одна интересная ТРИЗ-задачка, которую я буду решать сама и вместе с детьми в следующем году. 
Но теперь предложение о творчестве будет исходить уже не от меня, а от детей. Добровольное вовлечение детей в процесс, через творческий опрос, дает лучший результат в реализации. Педагогика сопричастности близка мне.

Варианты использования ролика в практике

Я получила нечто большее, чем обратную связь, позволяющую улучшить качество моих курсов. Я получила маленький тренажер мышления.
Вижу следующие возможности применения данного ролика в практике:
  • 1. Инструмент развития исследовательских навыков. Материал для анализа обработки данных, расчетов, построения диаграмм. Материал для тренировки в выдвижения гипотез. А также для объяснения методов исследования - опроса и анкетирования.
  • 2. Для изучения свойств внимания самонаблюдением (избирательность, распределение, объем). Быстрое движение листков в кадре, позволяет охватить не все элементы. Интересно по какой причине.
  • 3.  Для изучения восприятия (модальности).
  • 4. Для развития памяти и внимания. 
  • 5. Для работы в команде, как возможности обойти свойства внимания. Каждый следит за своим кусочком, а затем группа объединяет пазлы в целое.
  • 6. Для образца, при объяснении, что делать на зачетном уроке.
  • 7. Для интриги и анонса - учащиеся младших курсов узнают о том, что их ждет дальше. Возможность получить СВОЮ лояльную аудиторию и пригласить на курсы по выбору тех, кто действительно хочет заниматься по теме. Учителю  крайне важно - работать с уже мотивированными детьми, без аморфной массы, хоть изредка. Для этих мотивированных детей хочется придумывать, внедрять, творить. Все свои творческие подходы я придумала и сформировала на курсах по выбору. Лишь потом они были масштабированы на остальные занятия.
  • 8. Для решения ТРИЗ-задачек. Поиск и разрешение противоречий. Повод для обсуждения с детьми, КАК будем внедрять пожелания в жизнь. Какие будем соблюдать правила при внедрении. Как будем преодолевать трудности, которыми будет сопровождаться внедрение.

Таков мой вариант решения по вопросу: "Как заставить отчеты работать на себя?" Но у каждого педагога решение будет свое. Потому что волшебных таблеток не бывает.

ПС: при использовании материалов, не забывайте ссылаться на автора.

Если статья была полезной, поделитесь с друзьями! Желаю вам здоровья и радости открытий!





   

Яндекс.Метрика




6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Оля.
    Поздравляю с окончанием учебного года.😊
    Вы большая молодец, настоящий ученый! Вам нужно идти дальше школы, например, преподавать в институте, писать и публиковаться!👏👏👏

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую, Жанна!
      Взаимно поздравляю с окончанием учебного года.
      Да, исследовательская жилка во мне есть.
      Но работа в вузе меня не прельщает. И должность методиста образования тоже. Я там уже была. Бесполезная штука, с точки зрения развития. Наполнение должности искажено, вместо помощи идет подменой проверяющим контролем и отчетностью. Сплошной протокол.
      Я нахожусь в каком-то своем маленьком творческом пузыре. Пока он меня устраивает. Посмотрим, что будет дальше. Возможно, нагрузка будет другой. И выводы эти пригодятся не сразу.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Александровна! Как точно Вы высказали свою позицию и я бы тоже поддержала про "маленький творческий пузырь". С интересом прочитала Ваш пост, очень поучительный.

      Удалить
    3. Приветствую, Эльвира Ульфатовна!
      Спасибо за отзыв.
      Бывает полезно зафиксировать свои выводы, ими потом легче пользоваться, потому что есть возможность перечитать)))

      Удалить
    4. Светлана Чиркова16 июня 2020 г. в 19:46

      Спасибо за интересные идеи, иысли! И ваш "творческый пузырь" совсем не маленький))

      Удалить