Здравствуйте, друзья!
Сегодня я завершаю цикл статей посвященных веточкам, собранным 28 января на ЗИМНЕЙ ЭКСКУРСИИ. Мы прошли с вами месячный мини-курс погружения в некоторые понятия ботанической науки. И теперь можем приступить к установлению родовой и видовой принадлежности наших собранных образцов.
Принцип биологического определителя основан на дихотомии. Принцип был популяризирован отцом науки систематики Карлом Линнеем. Это он ввел для каждого живого существа родово-видовое название, а попросту - фамилию и имя на латинском языке. Научно это называется бинарная номенклатура. Теперь каждое существо имеет свое описание и название. Многие виды были описаны и названы, именно, Карлом Линнеем. Например, с его легкой руки мы стали называться видом Homo sapiens - человек разумный.
Правила работы с определителем биологических объектов
1. Таблицы определителей построены по дихотомическому принципу: содержат тезу и антитезу, которые описывают противоположные (взаимоисключающие) признаки объекта.
2. Теза имеет порядковый номер, содержит набор определённых признаков объекта. Антитеза сопровождает тезу, пишется под ней, чаще всего обозначается нулём или знаком тире. В антитезе будут указаны признаки противоположные тезе.
Например:
1. Венчики желтые……………………………………………2
0. Венчики белые………………………………………...…….4
В примере теза расположена под цифрой 1, а антитеза под ней пронумерована «0». Взаимоисключающий признак – цвет венчика.
При определении вы должны прочесть и тезу и антитезу. Важно установить и рассмотреть признаки, по которым расходятся теза и антитеза: от этого зависит успех определения.
3. В конце тезы и антитезы указан номер следующей ступени (2 и 4). Если у определяемого растения венчик белый, то вы отправитесь на тезу № 4, а если желтый, то - на № 2.
4. Определение идет до указанной систематической категории: семейства, вида или рода. Все ступени определения последовательно записываются. (например, 1-2-5-0-9).
Карточка для определения цветущих осенью растений из семейства крестоцветных
2. Плод – стручок без поперечных перетяжек, раскрывающийся вдоль двумя створками……………………3
0. Стручок чётковидный, с перетяжками. Разламывается поперёк по перетяжкам – ………………………редька дикая
3. Листья цельные, ланцетные. Стручки четырёхгранные. Каждая створка с одной жилкой……желтушник левкойный
0. Листья перистораздельные. Стручки шиловидные, прижатые к цветоносу, каждая створка стручка с тремя продольными жилками –………………гулявник лекарственный
4. Растение серо-зеленое от покрывающих его волосков. Стручочки овальные, двунадрезанные - …….икотник серый
0. Растение ярко-зеленое. Лепестки цельные…………………5
Сегодня я завершаю цикл статей посвященных веточкам, собранным 28 января на ЗИМНЕЙ ЭКСКУРСИИ. Мы прошли с вами месячный мини-курс погружения в некоторые понятия ботанической науки. И теперь можем приступить к установлению родовой и видовой принадлежности наших собранных образцов.
Принцип биологического определителя основан на дихотомии. Принцип был популяризирован отцом науки систематики Карлом Линнеем. Это он ввел для каждого живого существа родово-видовое название, а попросту - фамилию и имя на латинском языке. Научно это называется бинарная номенклатура. Теперь каждое существо имеет свое описание и название. Многие виды были описаны и названы, именно, Карлом Линнеем. Например, с его легкой руки мы стали называться видом Homo sapiens - человек разумный.
Правила работы с определителем биологических объектов
1. Таблицы определителей построены по дихотомическому принципу: содержат тезу и антитезу, которые описывают противоположные (взаимоисключающие) признаки объекта.
2. Теза имеет порядковый номер, содержит набор определённых признаков объекта. Антитеза сопровождает тезу, пишется под ней, чаще всего обозначается нулём или знаком тире. В антитезе будут указаны признаки противоположные тезе.
Например:
1. Венчики желтые……………………………………………2
0. Венчики белые………………………………………...…….4
В примере теза расположена под цифрой 1, а антитеза под ней пронумерована «0». Взаимоисключающий признак – цвет венчика.
При определении вы должны прочесть и тезу и антитезу. Важно установить и рассмотреть признаки, по которым расходятся теза и антитеза: от этого зависит успех определения.
3. В конце тезы и антитезы указан номер следующей ступени (2 и 4). Если у определяемого растения венчик белый, то вы отправитесь на тезу № 4, а если желтый, то - на № 2.
4. Определение идет до указанной систематической категории: семейства, вида или рода. Все ступени определения последовательно записываются. (например, 1-2-5-0-9).
Попробуем применить на практике на данном растении:
Определяемое растение семейства крестоцветных |
Карточка для определения цветущих осенью растений из семейства крестоцветных
1. Цветки желтые…………………………………………………2
0. Цветки белые…………………………………………………....4
2. Плод – стручок без поперечных перетяжек, раскрывающийся вдоль двумя створками……………………3
0. Стручок чётковидный, с перетяжками. Разламывается поперёк по перетяжкам – ………………………редька дикая
3. Листья цельные, ланцетные. Стручки четырёхгранные. Каждая створка с одной жилкой……желтушник левкойный
0. Листья перистораздельные. Стручки шиловидные, прижатые к цветоносу, каждая створка стручка с тремя продольными жилками –………………гулявник лекарственный
4. Растение серо-зеленое от покрывающих его волосков. Стручочки овальные, двунадрезанные - …….икотник серый
0. Растение ярко-зеленое. Лепестки цельные…………………5
5. Стручочки треугольные - …………………пастушья сумка
0. Стручочки овальные или округлые, с широкой каймой по краю…………………ярутка полевая
0. Стручочки овальные или округлые, с широкой каймой по краю…………………ярутка полевая
Пока не буду открывать видовую принадлежность этого образца. Раскрою название в комментариях.
Чтобы разобраться в признаках определения видовой принадлежности ветвей, необходимо учитывать множество признаков: форма почек, размер, количество почечных чешуй, расположение почек на стебле, количество верхушечных почек, есть ли у почки ножка, заглубленная ли она, или находится на листовой подушке. А еще нужно обратить внимание на сам побег: есть ли опушение, выросты и колючки, восковой налет, цвет коры и текстура, тип сердцевины.
Неплохой минимизированный определитель представил Б.М. КАПЛАН. Если вы пройдете по ссылке, то увидите список рекомендуемой литературы в установлении листопадных растений в зимний период.
Есть очень интересный сайт Экосистема.ру, где при желании можно приобрести электронные и бумажные версии определителей, среди которых есть и ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ древесных растений зимой. По данной ссылке можно посмотреть описания и фотографии веточек. Но это просто перечень, без дихотомического принципа определителя. Страница несколько долго грузится, но подождать стоит.
А теперь вернемся к изменениям которые произошли на пятой неделе после сбора веток на моем окне.
Очень трогательно выпускает свои сложные листья робиния псевдоакациевая. Продолжают проклёвываться новые почки.
У катальпы листья значительно увеличились в размерах. появляются новые зеленые бугорки почек, что были заглублены в коре. И катальпа и робиния неплохо себя чувствуют в условиях сухости комнаты.
И липа, наконец-то освобождается от плена почечных чешуек.
Веточки еще какое-то время будут радовать своим присутствием, но рано или поздно, к превеликому сожалению, усохнут. Потому что как птице нужно небо, зверю лес, так и ветке нужно дерево с корнями, уходящими в почву. Мы не можем создать оптимальных условий для длительного поддержания жизни ветки. Потому как дерево дает ветке не только воду и минералы, но и снабжает регуляторными веществами - растительными гормонами.
Когда эти ветки были собраны, стояла глубокая зима, и почти все ветки находились под действием периода покоя. Сахарный раствор обманул их и заставил распускаться раньше срока. Всех обманул, кроме липы. Она соизволила распечатать чешуйки только в конце четвертой недели. Значит, для липы прерывание периода покоя определяется комплексом факторов, среди которых сокодвижение - не основной. Возможно, что решающим элементом будет длина светового дня.
Если вы захотите взять веточки домой сейчас, то сахарный раствор вам не потребуется. Поскольку период покоя в начале марта у деревьев физиологически заканчивается, и ветки можно ставить просто в воду. Чем ближе к весне вы будете брать веточки, тем быстрее будут трогаться в рост почки.
Желаю вам удачи в ваших натуралистических наблюдениях. Надеюсь они станут теми моментами вашей жизни, в которые окрашивается счастье.
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 2: СБОРЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 3: ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СРЕЗАННЫМИ ВЕТКАМИ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 4: ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 5: ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 6: ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 7: ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
Есть очень интересный сайт Экосистема.ру, где при желании можно приобрести электронные и бумажные версии определителей, среди которых есть и ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ древесных растений зимой. По данной ссылке можно посмотреть описания и фотографии веточек. Но это просто перечень, без дихотомического принципа определителя. Страница несколько долго грузится, но подождать стоит.
А теперь вернемся к изменениям которые произошли на пятой неделе после сбора веток на моем окне.
Очень трогательно выпускает свои сложные листья робиния псевдоакациевая. Продолжают проклёвываться новые почки.
Робиния псевдоакациевая на 5 неделе после сбора |
Катальпа, четвертая неделя |
Веточки еще какое-то время будут радовать своим присутствием, но рано или поздно, к превеликому сожалению, усохнут. Потому что как птице нужно небо, зверю лес, так и ветке нужно дерево с корнями, уходящими в почву. Мы не можем создать оптимальных условий для длительного поддержания жизни ветки. Потому как дерево дает ветке не только воду и минералы, но и снабжает регуляторными веществами - растительными гормонами.
Когда эти ветки были собраны, стояла глубокая зима, и почти все ветки находились под действием периода покоя. Сахарный раствор обманул их и заставил распускаться раньше срока. Всех обманул, кроме липы. Она соизволила распечатать чешуйки только в конце четвертой недели. Значит, для липы прерывание периода покоя определяется комплексом факторов, среди которых сокодвижение - не основной. Возможно, что решающим элементом будет длина светового дня.
Липа на пятой неделе после сбора |
Желаю вам удачи в ваших натуралистических наблюдениях. Надеюсь они станут теми моментами вашей жизни, в которые окрашивается счастье.
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 2: СБОРЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 3: ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СРЕЗАННЫМИ ВЕТКАМИ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 4: ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 5: ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ СБОРОВ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 6: ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ЗИМНЯЯ ЭКСКУРСИЯ 7: ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ
Для малышей в детском саду распускающиеся листочки в группе- такой большое чудо!) Теперь буду знать, что рассказывать.
ОтветитьУдалитьОксана, я очень рада, что информация оказалась полезной. Может даже в ПЕСОЧНИЦЕ окажусь с этими постами))))
УдалитьОчень полезные советы, уверена, молодые исследователи все сделают правильно!
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, спасибо. Надеюсь, что многим пригодится этот цикл постов.
УдалитьСтало жалко наших героев... :*) Может, их можно как нибудь в почву посадить?..
ОтветитьУдалитьДа, Женя, их жаль. В почве имеет шанс укорениться только ива. И то не всегда такое случается. Но у нас к сынком в свое время получилось 10 лет назад. Сейчас это уже хорошенький такой кустик у воды.
УдалитьИнтересная тема 5+
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за высокую оценку.
УдалитьОльга Александровна, здравствуйте! Не сильна я в определении растений... Спасибо Вам, учусь постоянно!
УдалитьНедавно нам рассказывали про интересное растение, его даже люди ели для похудения, сфотографировала, а название забыла, просто на фото любуюсь))))
Лилия Павловна, рада вас видеть!
УдалитьИскусство определения хоть и сложное, но постижимое. Главное, чтобы определитель был хороший.
Ну а фото того растения может покажите как-нибудь, может опознаю)))
Очень тёплые у меня чувства к именно этой серии постов - вместе зимовали, мы узнавали новое благодаря тебе, Оля. Спасибо! И теперь жду продолжения этого увлекательного путешествия в биологию, помогающего найти и себя).
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо! Вы с Лёвой для меня очень дорогие сердцу читатели. Постараюсь и дальше писать в своем стиле.
УдалитьОля, спасибо тебе большое!!)
УдалитьКрасота! Липа, прямо скажем, удивила).
ОтветитьУдалитьДа, Аня! Для меня это тоже стало открытием.
УдалитьСпасибо за теорию об определителях - часто хочется что-то найти, но пугалась сложностей. А, оказывается, все просто - некому объяснить было :)
ОтветитьУдалитьС удовольствием читаю ваши посты - я как математик довольно далека от биологии как науки, даже не представляла себе, что это целый мир!
Спасибо, Татьяна! Да, биология это целый мир, в котором, что не изучай, в итоге получится, что изучаешь себя)))
УдалитьНа самом деле в определении сложного ничего нет, просто нужно знать базовый уровень ботаники. А в хороших определителях дают таблицы подсказок с картинками, классификаций листьев, стеблей, плодов. поэтому все становится проще в разы. Надо искать именно такие, с подсказками.