Здравствуйте, друзья!
Продолжаю готовить телегу для лета зимой. Своеобразный биологический сериал.
Это ботанический проект, который позволит разобраться в тонкостях строения цветка, классификациях форм, соцветий. Вас ждут РАДУЖНЫЕ ФЕЕЧКИ.
Мы уже говорили о строении листьев осенью. В игровой адаптации биологических знаний родилась книга "БЕГАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ".
Знания нюансов имеют практическое значение, поскольку без их понимания трудно освоить язык ботанического определителя. И мне сложно развивать проект о "ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ" полноценно, учитывая просьбу читателей научить ориентироваться в специфических признаках. Нужен вводный экскурс.
Знания вместе с детьми можно проверять практически на зимних подоконниках, весенних полях, летних и осенних клумбах. Мне будет приятно, если Вы с детишками присоединитесь к проекту.
Возможно, по мотивам проекта создам новую книгу квест для детей 6+, или сделаю карточную игру. А быть может возникнет идея для нового конкурса. Буду рада, если подскажите в комментариях конкурсное направление о цветах, чем бы хотелось вам с детьми заняться.
Цветком обзавелись около 300 тысяч видов покрытосеменных растений. Какие только цветки не встретишь в природе! Весом в 7 кг, и диаметром в метр - цветок паразитической раффлезии. И цветочек австралийской ряски, размером в десятую часть миллиметра, только под микроскопом и разглядишь.
Масса невероятных форм цветков выведено селекционерами. В статье ПОЧЕМУ НА ОГОРОДЕ МОРКОВЬ ВЫРОСЛА ФИОЛЕТОВАЯ, А КЛУБНИКА - БЕЛАЯ?, даны некоторые приемы селекции, как самому получить интересную окраску у цветов, переопыляя различные сорта.
Невероятное зрелище представляют собой поля тюльпанов в Голландии. Цветы украшают городские клумбы и палисадники деревушек, цветники дачников отвоевывают пространство у овощных грядок. Цветы радуют глаз, являют собой таинство символического языка, и входят в набор конфетно-букетного периода ухаживания.
Однако цветком обзавелись растения вовсе не из соображений красоты, а ради практической выгоды. Задача цветка - успешное перекрестное опыление, в результате которого, завяжется сильное и здоровое семя. Цветы не могут ходить к друг другу в гости, поэтому используют для опыления посредников - животных, ветер, воду.
Самые главные части в цветке - это тычинки и пестики, поскольку именно они производят половые клетки - в пыльце и семязачатках. Остальные части - вспомогательные (стерильные) защищают главные элементы и облегчают опыление, могут исчезать и видоизменяться.
Продолжаю готовить телегу для лета зимой. Своеобразный биологический сериал.
Пролог
Это ботанический проект, который позволит разобраться в тонкостях строения цветка, классификациях форм, соцветий. Вас ждут РАДУЖНЫЕ ФЕЕЧКИ.
Мы уже говорили о строении листьев осенью. В игровой адаптации биологических знаний родилась книга "БЕГАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ".
Знания нюансов имеют практическое значение, поскольку без их понимания трудно освоить язык ботанического определителя. И мне сложно развивать проект о "ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ" полноценно, учитывая просьбу читателей научить ориентироваться в специфических признаках. Нужен вводный экскурс.
Знания вместе с детьми можно проверять практически на зимних подоконниках, весенних полях, летних и осенних клумбах. Мне будет приятно, если Вы с детишками присоединитесь к проекту.
Возможно, по мотивам проекта создам новую книгу квест для детей 6+, или сделаю карточную игру. А быть может возникнет идея для нового конкурса. Буду рада, если подскажите в комментариях конкурсное направление о цветах, чем бы хотелось вам с детьми заняться.
Строение цветка
Цветком обзавелись около 300 тысяч видов покрытосеменных растений. Какие только цветки не встретишь в природе! Весом в 7 кг, и диаметром в метр - цветок паразитической раффлезии. И цветочек австралийской ряски, размером в десятую часть миллиметра, только под микроскопом и разглядишь.
Масса невероятных форм цветков выведено селекционерами. В статье ПОЧЕМУ НА ОГОРОДЕ МОРКОВЬ ВЫРОСЛА ФИОЛЕТОВАЯ, А КЛУБНИКА - БЕЛАЯ?, даны некоторые приемы селекции, как самому получить интересную окраску у цветов, переопыляя различные сорта.
Невероятное зрелище представляют собой поля тюльпанов в Голландии. Цветы украшают городские клумбы и палисадники деревушек, цветники дачников отвоевывают пространство у овощных грядок. Цветы радуют глаз, являют собой таинство символического языка, и входят в набор конфетно-букетного периода ухаживания.
Однако цветком обзавелись растения вовсе не из соображений красоты, а ради практической выгоды. Задача цветка - успешное перекрестное опыление, в результате которого, завяжется сильное и здоровое семя. Цветы не могут ходить к друг другу в гости, поэтому используют для опыления посредников - животных, ветер, воду.
Самые главные части в цветке - это тычинки и пестики, поскольку именно они производят половые клетки - в пыльце и семязачатках. Остальные части - вспомогательные (стерильные) защищают главные элементы и облегчают опыление, могут исчезать и видоизменяться.
Для каждой части цветка будет своя маленькая глава повествования. Я же хочу обратить внимание на то, как можно облегчить изучение и запоминание частей цветка, функционального значения.
Конструктор цветка
В биологии большое место отводится работе с биологическим рисунком. Это базовый навык. Однако, наш мозг гораздо лучше и системней запоминает, когда мы не разбираем на части объект, а собираем его. Это доказано мною эмпирически через системное внедрение метода на уроках. Если вдруг пропустили описание этого педагогического приема, то читайте статью МОЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЗУБРЁЖКЕ - АППЛИКАЦИЯ.
Для изучения строения цветка воспользуемся аппликацией - конструктором. Чтобы скачать шаблоны, откройте картинку в полном размере. Даю на выбор цветной и черно-белый вариант. Черно-белый вариант можно перед вырезанием раскрасить.
Алгоритм использования конструктора цветка
1. Распечатаем шаблон и вырежем части цветка.
2. Раскрасим части и поверх цветной стороны подпишем названия, пользуясь схемой "Строение цветка".
Поскольку некоторые части небольшие, то придется писать очень мелко, рассчитывать место для записи. Отличное упражнение для развития глазомера. И тренировка навыка написания шпаргалок)))
ВНИМАНИЕ! Используйте поэтапное подписывание частей одновременно со сбором конструкции цветка. Сначала выкладывается и подписывается (1) цветоножка, затем (2) цветоложе, и так далее.
3. Выясняем функции частей. Нарисуйте маленькие короны, чтобы отметить главные части цветка (пестик и тычинки). Для выяснения функций предлагаю пройти лабиринт.
4. А теперь переворачиваем части цветка и подписываем функции. Ювелирная работа! Хорошая тренировка письма, даже если ребенок только осваивает эту науку.
5. Связанный рассказ - следующий этап работы с биологическим рисунком. Опять разбираем конструкцию цветка, и собираем ее постепенно, называя часть и функции. Если забыл, то всегда можно перевернуть вырезалку и прочесть подсказку. Идеальная подготовка устного ответа.
6. Но и это еще не все. Мы освоили репродуктивный уровень работы с рисунком. Но есть еще высший дзен - применение полученных знаний в измененных условиях, творческий и исследовательский уровень.
- Это может быть сказка о частях растений "Кто здесь главный?".
- Поиск частей цветка на картинах средневековых художников. Интересно, они рисовали все его части?
- Поиск геральдических форм цветов и выяснение, какие биологические части изображались на гербах?
- И есть масса других вариантов, придумывать которые - тоже творческий дзен.
Продолжение следует:
- СТРОЕНИЕ ОКОЛОЦВЕТНИКА И ЧАШЕЧКИ ЦВЕТКА
- СИММЕТРИЯ ЦВЕТКА И СТРОЕНИЕ ЛЕПЕСТКОВ
- СТРОЕНИЕ ВЕНЧИКА - РАМКА-ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ В ПОДАРОК
- ГИБИСКУС КАРКАДЕ: МОДЕЛИРОВАНИЕ И КЛЯКСОГРАФИЯ
Если Вам понравилось, расскажите друзьям о блоге "Магия биологии". Пусть неравнодушных к живой природе людей будет больше.
Желаю Вам радости открытий!
Действительно с аппликацией намного проще. Оля, спасибо большое!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня!
Удалитьда, конструктор частей весьма облегчает процесс обучения и понимания биологического рисунка. И помогает накладывать схему на реальные природные объекты, соотносить их.
как же интересно, наглядно, доступно!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна!
УдалитьДействительно, тема о цветке легко схематизируется и запоминается.
Большое спасибо, Ольга! Очень наглядно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья Александровна! Рада, что понравилось.
УдалитьОчень интересно было освежить школьные знания! Очень понравилась идея с аппликацией! И лабиринт интересный!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Марина!
УдалитьЭто 100% работающие методики.
Чудесная идея, использование аппликации в изучении строения цветка. ерез творчество усвоение материала удет происходить быстрее, легче и интересней.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Юлия!
УдалитьДа, кинестетику этот способ прямой путь к крепким знаниям.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
ОтветитьУдалитьВаши радужные феечки творят волшебство :))))
Все так понятно, доступно, да еще и творчество подключить предлагают!
Здравствуйте Виктория Александровна!
УдалитьЯ рада, что подход вызывает положительные эмоции))) Да феечки очень творческие натуры.
Олечка, как много я пропустила!!!!! Вот это проект!)))))
ОтветитьУдалитьИдея замечательная, и тема будет актуальной до конца лета ТОЧНО. Желаю творческих успехов!!! Друзьям расскажем, да ;-)
Женечка, спасибо!
УдалитьДа, скоро пойдут лютики-цветочки! И это замечательно. Приближаю весну, как могу)))
Ольга!!! как здорово придумано изучить строение цветка методом аппликации!!! и другие методы в поискать частей цветка в картинах художников, в творчестве!! вот это здорово!!! благодарю!
ОтветитьУдалитьТаня, спасибо!
УдалитьРада, что информация актуальна, надеюсь освоите на практике с девочками.Аппликация - настоящая палочка выручалочка была для меня. И знания дети получали очень прочные, благодаря этому методу.
Эх, жалко, что когда мы с Катей делали свое пособие про строение цветка, мы к тебе в блог не заглянули - столько бы времени сэкономили и сколько бы интересного узнали!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Таня!
УдалитьВы с Катей молодцы, такую работу проделали! Даже в диаграмме цветка сумели разобраться. И отличные фотографии деталей с помощью линзы от указки получились.