Здравствуйте, друзья!
Приключения героев произведения Терри Пратчетта "Ведьмы за границей", продолжаются. Сегодня представляю вашему вниманию авторскую силуэтную иллюстрацию 14 эпизода. Эпизод 1, 2, 3 - ЗДЕСЬ
Эпизод 4
Эпизод 5
Эпизод 6 и 7
Эпизод 8
Эпизод 9
Эпизод 12
Эпизод 13
Пока Маграт знакомилась со своей крестницей, две другие ведьмы познакомились с местной колдуньей.
Эпизод 13
Авторская силуэтная иллюстрация по Пратчетту "Ведьмы за границей", эпизод 14 (неокрашенная) |
"Согласно мысленному образу, составленному нянюшкой в полутьме палатки, госпожа Гоголь была стара. И чего уж она совсем не ожидала увидеть, когда колдунья вуду вышла на солнечный свет, так этого того, что собеседница ее окажется весьма симпатичной женщиной средних лет и ростом выше матушки. В ушах госпожи Гоголь покачивались массивные золотые серьги, а одета она была в белую блузку и длинную красную юбку с оборками. Нянюшка сразу почувствовала неодобрительное отношение матушки Ветровоск. Видимо, то, что говорили про женщин в красных юбках, было еще хуже, чем то, что говорили про женщин в красных сапогах, что бы там про них ни говорили.
Госпожа Гоголь остановилась и подняла руку. Послышалось хлопанье крыльев.
Грибо, подобострастно тершийся о ногу нянюшки, поднял голову и зашипел. На плечо госпожи Гоголь слетел самый большой и самый черный из всех когда-либо виденных нянюшкой петухов. Он повернул голову и смерил нянюшку самым разумным из всех когда-либо виденных ею птичьих взглядов.
— Вот это да, — потрясенно промолвила нянюшка. — Отродясь не видывала таких здоровенных петухов, а уж я их на своем веку перевидала — ого-го!
Госпожа Гоголь неодобрительно приподняла бровь.
— Да откуда у нее воспитанию-то взяться? — заметила матушка.
— Вы меня не дослушали. Просто я сызмальства жила неподалеку от птицефермы, — ответила нянюшка.
— Это Легба, темный и опасный дух, — сообщила госпожа Гоголь. Она наклонилась поближе и уголком рта продолжила: — Между нами, он просто большой черный петух. Но вы же понимаете…
— От рекламы никогда вреда не бывало, — согласилась нянюшка. — А это Грибо. И если между нами, он сущий демон, исчадие ада.
— Ну разумеется, он же кот, — великодушно заметила госпожа Гоголь. — Чего еще ожидать от кота?" Т. Пратчетт "Ведьмы за границей"
Эпизод раскрывает важный факт в верованиях о ведьмах - это наличие животного-спутника. Согласно верованиям, ведьма помещала часть своей души в своих спутников-животных. В европейской традиции набор животных сводился к кошкам, змеям, жабам, воронам, совам, крысам, волкам, козлам. А вот в традиции вуду - петухи. Хотя Пратчетт немного покривил душой. Образ черного петуха, как образ Сатаны, характерен для верований славянских народов, например, в Чехии. А вот для ведьмы вуду, интересна не столь сама птица, сколько ее внутренности.
Пратчетт использует противостояние двух символов - кота и петуха. Наконец-то Грибо встретил кого-то своего размерчика.
"А у Грибо тем временем были большие неприятности с петухом Легбой.
Во-первых, птица никак не желала пугаться. Грибо способен был привести в ужас большинство созданий, движущихся по поверхности Плоского мира, даже созданий значительно больше себя по размерам и от природы весьма свирепых. И тем не менее ни один из давно проверенных приемчиков, как то: зевки, взгляды и, самый действенный, медленная улыбка — не срабатывал. Легба лишь надменно смотрел на него, высокомерно задрав свой клюв, и делал вид, будто роет землю, на самом деле демонстрируя длиннющие шпоры.
Оставалось только совершить нападение влет. Это действовало почти на всех созданий. Очень немногие животные способны сохранять спокойствие, когда на них летит разъяренный мохнатый комок сплошь из мелькающих когтей. Но эта пташка, как подозревал Грибо, вполне может превратить его в покрытый шерстью кебаб.
Однако проблему нужно было так или иначе решать. В противном случае над ним будут смеяться все грядущие поколения котов.
Кот и птица кружили по болоту, притворяясь, что не обращают друг на друга ни малейшего внимания.
В кронах деревьев перекликались какие-то существа. В воздухе мелькали маленькие радужные птички. Грибо злобно поглядывал на них. Ничего, с ними он разберется позже.
И тут петух вдруг исчез.
Уши Грибо прижались к голове.
Воздух по-прежнему был наполнен птичьим пением и жужжанием насекомых, но все звуки как-то удалились. А на их место пришла сдавленная тишина — жаркая, зловещая и гнетущая, и деревья вроде бы оказались ближе, чем ему помнилось.
Грибо огляделся.
Он стоял на полянке. Кусты и деревья, растущие по краям, были увешаны всякой всячиной. Обрывками ленточек. Белыми костями. Глиняными горшками. То есть самыми обычными предметами, вот только висели они в крайне необычном месте.
А посреди полянки высилось что-то вроде пугала — вертикально торчащая из земли жердь с перекладиной, на которую кто-то напялил старый черный фрак. На верхний конец жерди была нахлобучена шляпа-цилиндр. И на том цилиндре, задумчиво глядя на Грибо, громоздился петух Легба.
Неподвижный воздух разорвал порыв свежего ветерка, и фалды старого фрака заколыхались.
Грибо внезапно припомнил день, когда он гонялся за крысой по деревенской мельнице, и вспомнил то ощущение, когда он неожиданно понял, что помещение, казавшееся ему загроможденной мебелью комнатой, на самом деле является огромной чудовищной машиной, которая, если неправильно поставить лапу, в мгновение ока сотрет его в порошок.
Воздух мягко заискрился. Он почувствовал, как шерсть его встает дыбом.
Грибо развернулся и надменно двинулся прочь — так он и шествовал, пока не решил, что его больше не видно, после чего прыснул с такой скоростью, что лапы не поспевали за телом.
Потом он сходил и улыбнулся нескольким аллигаторам, но настроение это как-то не подняло."
Т. Пратчетт "Ведьмы за границей"
Авторская силуэтная иллюстрация по Пратчетту "Ведьмы за границей", эпизод 14
Вообще, наличие животного-спутника очень характерно для образа ведьмы. И я хочу немного порассуждать о природе этого явления. В триединстве ведьм Пратчетта, такой спутник есть только у Нянюшки Ягг, а ее образ характеризует Великую Мать. Нянюшка изливает на Грибо заботу и безусловную любовь.
В целом, животные заменяют ведьмам, что ведут уединенный образ жизни, круг общения. Обычно, люди древних эпох относились к животным с точки зрения потребления, приносимой пользы и почти не интересовались их потенциалом в общении. Исключением были, пожалуй, охотничьи собаки.
Изолированная от общества, одинокая женщина, устанавливала с животными более близкую эмоциональную связь. Она впервые смотрела на них не с точки зрения потребления, а как на компаньона. Если хотите, признала в нем существо, обладающее разумом и душой.
Возможно, проявляя жалость к тем животным, которым нужна была помощь, она познавала истину, что животные могут быть благодарны, могут приносить массу положительных эмоций и избавлять от одиночества.
Человек, при определенных условиях, может образовывать прочную эмоциональную связь с животными, начинает понимать их язык тела, осознает их потребности, а животные нежно привязываются к своему хозяину, отвечая взаимностью. Для обывателя - селянина тот факт, что такое возможно с дикими животными, является свидетельством колдовства, чертовщины, поскольку непостижим.
Так, возможно, ведьма выкармливала СЛЁТКОВ воронов, сов, получая верных полудиких питомцев. Этакая терапия одиночества милосердием.
Животные принимали ведьму такой, какая она есть. Им было не важно во что она верит, как выглядит, сколько ей лет, каков ее социальный статус. А много ли вы найдете среди людей таких, кто будет принимать вас такими какие вы есть? Чаще, они будут пытаться уложить вас в прокрустово ложе своих установок.
Животные учат нас милосердию, они учат нас безусловной любви, без ожидания воздаяния и благодарностей. Они делают нас лучше, добрее, заботливее, ответственнее. Они психотерапевтичны, поскольку не оценивают, не осуждают, а принимают нас целостно.
Если ваш ребенок мечтает о животном, то есть резон для того, чтобы исполнить эту его мечту. Нет лучшего способа развития эмпатии у ребенка, чем животные. Они многому способны научить в плане того, что значит быть Человеком.
|
Ольга, а ведь у Вас есть чёрный кот! Надо и вашу с ним фотографию сюда, ведь это же магия биологии! А он - кот-спутник прекрасной волшебницы.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анатолий! Ромашка - второй черный кот, который живет у меня. Они появлялись сами собой. Добавлю нашу с Ромкой фотографию, из последних)))
УдалитьКакая прелесть! Вы прекрасно смотритесь вдвоём! И у него чёрный нос! Ацтеки считали, что чёрные ламы более совершенны, чем белые. Потому что у чёрной ламы всё чёрное, а у белой - всегда чёрный нос. Раз лама белая, то и нос должен быть белым, думали они. Несовершенство! :)
УдалитьИнтересно, что бы они подумали про чёрного кота. Кот Ромка - совершенный кот! Во, как весело глядит в объектив!
Спасибо, Анатолий! У Ромыча черный нос, усы и даже подушечки на лапках почти черные. Жгучий брюнет с зелеными глазами))) Только три белые волосины есть на груди))))
УдалитьОчень нравится это литературное произведение и Ваши силуэтные иллюстрации к нему, Ольга. Рассуждения о взаимоотношении "ведьм" с животными привели меня к выводу, что теперь все мы немного ведьмы)) - именно аспект общения является главным во взаимоотношениях горожан с домашними питомцами. а фраза "Животные многому способны научить в плане того, что значит быть Человеком" очень точная. Спасибо, Ольга.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Анатольевна, за ваш отзыв!
УдалитьДля горожанина общение с питомцем сейчас, действительно, основной мотив содержания.
Средневековое человечество сомневалось в наличии души и ума у женщины, а животные уж тем более не рассматривались как носители разума. Ведьма была вызовом, разрывающим шаблон тогдашнего общества.
Сейчас общество стало более гуманным, хотя до подлинной человечности человечеству еще далеко. Но радует, что вектор задан!
С точки зрения тогдашнего общества все современные женщины - ведьмы)))) Еще и с выходом на бласфемию (кощунственное ношение мужской одежды))))
УдалитьОльга, у меня живут животные (кошка и собака) мне очень нравится наблюдать, как с ними общаются мои домашние. Проявляют заботу и любовь к ним.
ОтветитьУдалитьОльга, не очень видно на фото, силуэтная иллюстрация цельная?
Спасибо, Виктория Александровна!
УдалитьДа, конечно, иллюстрация цельная.
Оля, мне очень нравится Ваше силуэтное вырезание! А Вы сами рисуете? Про животные поддерживаю и руками, и хвостами:)
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена! Животные - наше все))))
УдалитьДа, рисую сама эскиз, а потом вырезаю.
Ольга, спасибо, сначала была удивлена смене цвета иллюстрации, позже все стало на свои места. А женщины и животные... Да, только в их единстве может существовать мир
ОтветитьУдалитьСпасибо, Анна Борисовна! Два варианта иллюстрации - до и после покраски.
УдалитьТема такая актуальная). Вот если задуматься, почему все дети хотят животных, а многие взрослые от них открещиваются? Получается, что взрослея мы можем потерять человечность, которая была дана вначале.... Конечно, это все грубо сказано, многие взрослые любят животных, но не хотят приобретать проблему, ведь животные - это еще и большая ответственность к той, что уже имеется в современном мире... Дети это не сразу понимают, но когда это происходит очень приятно наблюдать, как дети добровольно берут на себя ответственность за животное. Спасибо, Оля, за иллюстрацию - чудесная, и за очередной повод к размышлениям....
ОтветитьУдалитьСпасибо, Аня! Рада, что натолкнула тебя на повод к размышлениям.
УдалитьПо сути взрослые не верят изначально, в то, что их дети могут взять полновесную ответственность на себя. Но ведь это тоже навык, которому нужно учить. Забота, ответственность за живое существо, за себя, затем за своего ребенка, престарелого родителя... Это важная связка. Проскакивая первый этап, человек не может взять ответственность за себя, не говоря уже о детях и родителях.