Здравствуйте, друзья!
Во-первых, подсчет птиц позволяет понять насколько устойчива и здорова экосистема.
Во-вторых, помогает оценить орнитологам видовое биоразнообразие птиц.
В-третьих, учет помогает оценить пластичность видов и то, как птицы приспосабливаются к изменению условий окружающей среды.
В-четвертых, это способствует организации охранных мер по сохранению редких краснокнижных видов. То есть у редких видов появляется шанс на выживание.
В-пятых, уточняются маршруты миграции. Это особенно важно для авиации, в целях предотвращения аварий в столкновениях пернатых с самолетами.
Мои сводки учета наблюдений были отправлены на сайт http://www.eurobirdwatch.ru/?mm=2&sm=2. Поучаствовать в флешмобе мог любой человек, и этим способствовать развитию науки. Я отметила 13 видов, общим количеством в 426 особей за 1,5 часа на маршруте длиной в 5 км.
Заполнение анкеты было посильным и новичку. Однако, методы учета птиц были значительно упрощены, ряд важных сведений оказались вне охвата. Поэтому, хочу познакомить вас с основами научных методик по учету птиц. Их можно использовать для написания проектов в школе в том числе. А многолетние собственные наблюдения обретут большую научную ценность.
Методические основы учета птиц разработаны в первой половине 20 века. Классическая методика опирается на работы Ю.С. Равкина (1967), Е.С. Равкина и Н.Г. Челинцева (1990). Методики по учету птиц можно разделить по точности данных на две группы : относительные и абсолютные.
3. Организация групп
Шумные большие группы пугают птиц, поэтому результаты искажаются. При учете птиц нужно быть тихими и незаметными.
Это касается не только поведения, но и одежды. Птицы хорошо различают цвета, поэтому лучше выбрать камуфляжную расцветку. С весны до осени нужно позаботиться о защите от кровососущих насекомых и клещей, не забыть о головном уборе. А зимой лучше ходить на учет в лыжном костюме.
Важно выбрать правильное место для исследования, правильно его описать. Хорошо, если в исследовании будет охвачено несколько типов биотопов. Для каждого типа биотопа заполняют отдельный бланк.
Птицы предпочитают молодой лес, с высотой деревьев около 5-7 метров. А также птичьи скопления будут приурочены к источникам пищи.
Например, все 56 синиц, две зеленушки и 17 ПОЛЕВЫХ ВОРОБЬЕВ были обнаружены за трапезой на елях. Синицы и зеленушки кормились высоко на шишках, а воробьи собирали корм внизу.
Если немного постоять под деревом, то можно заметить вращение еловых семян с прозрачными крылышками. Но почему одни из них летят вниз тяжело, мощно вращаясь, а другие - легко планируют?
Легко летят пустые крылышки еловых семян. Само семечко склевали синички и зеленушки. Задевая шишки, птицы запускают вальс еловых семян. На землю падают пустые и цельные семена.
Обратим внимание на дальность их полета, относительно материнской ели. Можно записать в дневнике исследователя это расстояние.
Если ветра нет, а под елью осыпаются призрачные вертолетики, значит, стоит всмотреться в кроны в поисках птиц.
Поищем пустые и цельные семена ели на земле и рассмотрим их ближе. Семя без усилий отделяется от колыбельки крыла. Оно небольшое, с узким носиком, гладкое, с довольно плотной скорлупой. На земле семена подбирают воробьи и голуби, лишь изредка спускаются большие синицы. Скоро запасы еды в парках истощатся, и нам нужно подумать о привлечении птиц на КОРМУШКИ.
5. Протяженность маршрута и периодичность
Особую научную ценность приобретает регулярный учет птиц. Оптимальное время наблюдения за птицами - от рассвета и до обеда. В идеале хорошо делать подсчет каждые 2 недели, проходя по 5 км. Скорость передвижения по маршруту должна быть 2-3 км/ч.
Если выбираете редкий учет, то лучше запланировать выход на середину сезона.
Выделяют сезоны учета:
1. Осенние кочевки (с сентября по декабрь).
2. Период зимней стабилизации (с декабря по февраль).
3. Весенние кочевки (с марта по май).
4. Период гнездования (с апреля по август).
В период весенней и осенней миграции можно отмечать ПЕРЕЛЁТНЫЕ ВОЛНЫ.
6. Погодные условия
При организации учета берут в расчет погодные условия. Стоит отказаться от исследований в ненастье, в снегопад, при сильном морозе. Предпочтение отдадим солнечным безветренным денькам. Ветер мешает слушать песню птиц, поэтому его тоже берем в расчет.
7. Тренируем глазомер
Для качественного учета важно фиксировать расстояние, с которого мы впервые заметили птицу (увидели или услышали).
Для удобства в определении расстояния введены диапазоны учета. Для тренировки значений диапазона, выйдем на открытое пространство, возьмем с собой флажки, рулетку и установим метки в трех точках. Флажки можно заменить людьми.
Отметим исходное место (базу), отмерим 25 метров с помощью рулетки или шага, и установим первую метку. Затем отметим от данной точки 75 метров, и установим вторую метку. Третью метку разместим уже через 200 метров. Вернемся на базу и постараемся запомнить расстояния диапазонов. Поиграйте в подвижные игры с определением расстояния в стиле "Штандер-стоп".
Диапазоны используют для вычисления плотности птиц, однако при их использовании возникают огромные погрешности. Поэтому лучше потренироваться определять на глазок расстояние до птицы с точностью до метра. И вписывать их в бланк в графу с соответствующим диапазоном.
8. Обзаводимся определителями
В учете птиц важно иметь представление о видовом составе местности. Обычно, такие аннотированные списки можно в научных сборниках статей региональных орнитологов, краеведческих сайтов. Зная типичные виды, вам будет легче работать с определителем.
Определители могут быть бумажными, электронными, приложением на телефоне. Чтобы было легче определять птиц, обязательно фиксируйте их на фотоаппарат, а голоса записывайте на диктофон.
9. Выбираем тип учета
Метод картирования весьма трудоемкий, предполагает создание площадки учета с точным нанесением на карту квадратов. На карте фиксируются все встречи с пернатыми, гнездовые участки. Этот метод используется профессиональными орнитологами.
Наиболее простыми в освоении и применении являются маршрутный и точечный метод. О них я расскажу подробнее во второй части.
Желаю вам радости открытий!
5 октября педагоги празднуют День учителя. Поздравляю замечательных солнценосных коллег. Как я отметила этот день? Пошла на осеннюю орнитологическую прогулку, в рамках международных дней учета птиц на миграционных маршрутах, которые выпадают на первые выходные октября. Фраза "считать ворон" обретает иной смысл, научный.
Зачем считают птиц?
Почему так важна информация о численности пернатых для науки?Во-первых, подсчет птиц позволяет понять насколько устойчива и здорова экосистема.
Во-вторых, помогает оценить орнитологам видовое биоразнообразие птиц.
В-третьих, учет помогает оценить пластичность видов и то, как птицы приспосабливаются к изменению условий окружающей среды.
В-четвертых, это способствует организации охранных мер по сохранению редких краснокнижных видов. То есть у редких видов появляется шанс на выживание.
В-пятых, уточняются маршруты миграции. Это особенно важно для авиации, в целях предотвращения аварий в столкновениях пернатых с самолетами.
Мои сводки учета наблюдений были отправлены на сайт http://www.eurobirdwatch.ru/?mm=2&sm=2. Поучаствовать в флешмобе мог любой человек, и этим способствовать развитию науки. Я отметила 13 видов, общим количеством в 426 особей за 1,5 часа на маршруте длиной в 5 км.
Заполнение анкеты было посильным и новичку. Однако, методы учета птиц были значительно упрощены, ряд важных сведений оказались вне охвата. Поэтому, хочу познакомить вас с основами научных методик по учету птиц. Их можно использовать для написания проектов в школе в том числе. А многолетние собственные наблюдения обретут большую научную ценность.
Обзор методик по учету птиц
Помню свою студенческую практику на Сибинских озерах. Мы разбились на тематические группы. Нам досталась орнитологическая тема. Основным способом изучения птиц были методики учета. Это было гораздо приятнее, чем вскрытие неповинных мышей или преследование ядовитых гадюк и щитомордников. Больше всего меня устраивало сохранность жизни объектов наблюдения. Ибо я на стороне сохранения Жизни.
Методические основы учета птиц разработаны в первой половине 20 века. Классическая методика опирается на работы Ю.С. Равкина (1967), Е.С. Равкина и Н.Г. Челинцева (1990). Методики по учету птиц можно разделить по точности данных на две группы : относительные и абсолютные.
Относительные методики (маршрутный и точечный метод), дают приблизительные представления о численности видов, но охватывают большие территории и множество биотопов, а также могут производиться в любое время.
Абсолютные методики (КАРТИРОВАНИЕ) дают более точные данные о численности, плотности и распределении видов, но являются трудоемкими, затратными и работают только в определенное время. Например, во время гнездовий.
В основном, методики учета птиц опираются на визуальный способ (распознавание птиц по внешнему виду) и на аудиальный (распознавание по голосам. В блоге "Магия биологии" уже рассказывалось о том, на что стоит обращать внимание при встрече с птицами, равно как и качественные ресурсы по голосовому определению.
Что потребуется для успешного учета птиц?
1. Приборы
Для успешного визуального учета пригодятся бинокль и фотоаппарат. А для аудиального - диктофон, запись видео. Часы нужны для фиксации времени встречи.
2. Подготовить бланки учета
Можно, конечно, ограничится походной записной книжкой, но без структуры в камеральной обработке и подсчетах будет сложно разобраться. Для каждого метода разрабатываются свои типы бланков. Свои образцы для скачивания и пояснения как с ними работать, я предоставлю в последующей статье.
3. Организация групп
В успешном учете большую роль играет количество исследователей в группе. Оптимально - 2-4 участника (максимум до 6). Один из участников считает шаги, чтобы точно отмечать пройденное расстояние. Остальные - считают птиц. За считающими можно закрепить определенные виды.
Шумные большие группы пугают птиц, поэтому результаты искажаются. При учете птиц нужно быть тихими и незаметными.
Это касается не только поведения, но и одежды. Птицы хорошо различают цвета, поэтому лучше выбрать камуфляжную расцветку. С весны до осени нужно позаботиться о защите от кровососущих насекомых и клещей, не забыть о головном уборе. А зимой лучше ходить на учет в лыжном костюме.
Важно выбрать правильное место для исследования, правильно его описать. Хорошо, если в исследовании будет охвачено несколько типов биотопов. Для каждого типа биотопа заполняют отдельный бланк.
Птицы предпочитают молодой лес, с высотой деревьев около 5-7 метров. А также птичьи скопления будут приурочены к источникам пищи.
Например, все 56 синиц, две зеленушки и 17 ПОЛЕВЫХ ВОРОБЬЕВ были обнаружены за трапезой на елях. Синицы и зеленушки кормились высоко на шишках, а воробьи собирали корм внизу.
Зеленушка на еловых шишках |
Легко летят пустые крылышки еловых семян. Само семечко склевали синички и зеленушки. Задевая шишки, птицы запускают вальс еловых семян. На землю падают пустые и цельные семена.
Обратим внимание на дальность их полета, относительно материнской ели. Можно записать в дневнике исследователя это расстояние.
Если ветра нет, а под елью осыпаются призрачные вертолетики, значит, стоит всмотреться в кроны в поисках птиц.
Поищем пустые и цельные семена ели на земле и рассмотрим их ближе. Семя без усилий отделяется от колыбельки крыла. Оно небольшое, с узким носиком, гладкое, с довольно плотной скорлупой. На земле семена подбирают воробьи и голуби, лишь изредка спускаются большие синицы. Скоро запасы еды в парках истощатся, и нам нужно подумать о привлечении птиц на КОРМУШКИ.
5. Протяженность маршрута и периодичность
Особую научную ценность приобретает регулярный учет птиц. Оптимальное время наблюдения за птицами - от рассвета и до обеда. В идеале хорошо делать подсчет каждые 2 недели, проходя по 5 км. Скорость передвижения по маршруту должна быть 2-3 км/ч.
Если выбираете редкий учет, то лучше запланировать выход на середину сезона.
Выделяют сезоны учета:
1. Осенние кочевки (с сентября по декабрь).
2. Период зимней стабилизации (с декабря по февраль).
3. Весенние кочевки (с марта по май).
4. Период гнездования (с апреля по август).
В период весенней и осенней миграции можно отмечать ПЕРЕЛЁТНЫЕ ВОЛНЫ.
6. Погодные условия
При организации учета берут в расчет погодные условия. Стоит отказаться от исследований в ненастье, в снегопад, при сильном морозе. Предпочтение отдадим солнечным безветренным денькам. Ветер мешает слушать песню птиц, поэтому его тоже берем в расчет.
7. Тренируем глазомер
Для качественного учета важно фиксировать расстояние, с которого мы впервые заметили птицу (увидели или услышали).
Для удобства в определении расстояния введены диапазоны учета. Для тренировки значений диапазона, выйдем на открытое пространство, возьмем с собой флажки, рулетку и установим метки в трех точках. Флажки можно заменить людьми.
Отметим исходное место (базу), отмерим 25 метров с помощью рулетки или шага, и установим первую метку. Затем отметим от данной точки 75 метров, и установим вторую метку. Третью метку разместим уже через 200 метров. Вернемся на базу и постараемся запомнить расстояния диапазонов. Поиграйте в подвижные игры с определением расстояния в стиле "Штандер-стоп".
Диапазоны используют для вычисления плотности птиц, однако при их использовании возникают огромные погрешности. Поэтому лучше потренироваться определять на глазок расстояние до птицы с точностью до метра. И вписывать их в бланк в графу с соответствующим диапазоном.
8. Обзаводимся определителями
В учете птиц важно иметь представление о видовом составе местности. Обычно, такие аннотированные списки можно в научных сборниках статей региональных орнитологов, краеведческих сайтов. Зная типичные виды, вам будет легче работать с определителем.
Определители могут быть бумажными, электронными, приложением на телефоне. Чтобы было легче определять птиц, обязательно фиксируйте их на фотоаппарат, а голоса записывайте на диктофон.
9. Выбираем тип учета
Метод картирования весьма трудоемкий, предполагает создание площадки учета с точным нанесением на карту квадратов. На карте фиксируются все встречи с пернатыми, гнездовые участки. Этот метод используется профессиональными орнитологами.
Наиболее простыми в освоении и применении являются маршрутный и точечный метод. О них я расскажу подробнее во второй части.
Желаю вам радости открытий!
очень интересно, спасибо
ОтветитьУдалитьСемен, благодарю!
УдалитьИ даже в День учителя, в наш профессиональный праздник Вы, Ольга Александровна, при деле. Браво! Поздравляю Вас с прошедшим праздником и желаю всегда быть в творческом поиске
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, благодарю!
УдалитьИ Вас с праздником!
Олечка, да, вот это действительно научный подход! Для малышей сложновато, но подрастут - и будет в самый раз! Спасибо огромное!
ОтветитьУдалитьОй! И - да! С прошедшим Днем Учителя! Ты, Оля, настоящий Учитель!
Спасибо, Марина!
УдалитьДа, с учетом птиц можно научится считать))) Прокачать математику в полевых условиях.